Студенческая научно-исследовательская деятельность
Формирование навыков научно-исследовательской работы у студентов является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста. Привлечение к исследованиям не отдельных одиночек, а основной массы студентов обеспечиваются благодаря многообразию форм НИРСа, сложившихся в практике российской высшей школы. Принято выделять два уровня научно-исследовательской работы: учебный (УИРС) и внеучебный. В рамках первого студент выполняет работы, предусмотренные учебным планом (рефераты, семинарские доклады, спецвопросы, курсовые, дипломные) по профильным дисциплинам. Ко второму уровню НИРСа относится прежде всего внеучебная исследовательская деятельность (научные кружки и общества, выступления на конференциях, участие в олимпиадах и конкурсах, работа в кафедральных научных проектах и лабораториях, публикации результатов научных исследований).
Научно-исследовательская деятельность предполагает овладение уже накопленными на данном этапе знаний, так и получение нового знания. Самой простой формой, с которой студент знакомится уже на первом курсе, является реферат. Главное требование к нему – не конспектировать реферируемые работы, а на основе изучения литературы по теме реферата систематизировать и обобщить уровень научных знаний, имеющийся в науке по данному вопросу.
Одной из форм УИРС является курсовая работа, представляющая форму самостоятельной работы с элементами исследования. Тематика курсовых может быть в рамках учебной программы, но также и выходить за них и быть связанной с результатами индивидуальных исследований в кружках и проблемных группах. Работая над курсовой, студент приобретает навыки организации поисковой работы, анализа источников и литературы, обработки и отбора материала, его компоновки. Курсовая работа нередко является основой дипломной работы, являющейся формой итоговой аттестации студента.
Написание курсовых, рефератов, дипломных не обходится без элементов исследования, однако более серьезная работа за пределами этих обычных форм не связанных с выполнением учебной программы – это удел не многих, а лишь тех, для кого наука становится и увлечением и призванием. Наиболее распространенной формой внеучебной научной деятельности студентов являются кружки.
Научный кружок – работает по определенной тематике под руководством преподавателя. По сути, он является первичным научным коллективом, объединяющим людей не только общей проблемой, но и увлечением какой-то одной проблемой. Кружок является добровольным объединением, что дает ряд преимуществ, таких как особая дружественная атмосфера, неформальный стиль общения. Это создает благоприятную среду для творческого поиска, рождения смелых идей, нетривиальных подходов. Не случайно в истории науки можно привести немало примеров, когда из студенческих кружков выходили впоследствии крупные ученые, а их открытия вырастали из докладов на заседании студенческих кружков.
Работа в кружке может стать ступенькой в большую науку, так как результаты её, оформленные в виде докладов на конференции, статьи выводят их авторов уже на профессиональный уровень. Публикация результатов научной деятельности в открытой печати и выступления на конференциях, симпозиумах являются формой признания их трудов в научном сообществе. К тому же это прививает навыки общения в научной среде, например, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, расширяет связи, дает возможность апробировать полученные результаты, найти единомышленников, тем самым, создавая дополнительные стимулы к продолжению исследований.
В настоящее время на базе ведущих высших учебных заведений нашей страны проводятся региональные, общероссийские студенческие конференции. Так на протяжении многих десятилетий (с 1962 г.) под эгидой Новосибирского государственного университета и СО РАН работает всероссийская конференция «Студент и научно-технический прогресс», участие в которой для многих молодых сибирских ученых открыло путь в академическую науку. Конференция ставит своей целью координацию исследований молодых ученых, привлечение их к решению актуальных задач современной науки. Выбор направления студенческих исследований определяется основными исследовательскими проектами, ведущимися в институтах СО РАН. В докладах участников конференции обобщаются результаты экспериментальных и теоретических исследований. С 1999 г. она конституировалась в конференцию международного уровня. География её участников охватывает ведущие образовательные центры РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана а также стран дальнего зарубежья.
В последние годы возможности для участия в научной деятельности не только в родном вузе, но и далеко за его пределами необычайно расширились благодаря Интернету. Можно участвовать в интернетфорумах, проводящихся различными научными и университетскими учреждениями, фондами. Большие возможности дает система грантов для молодых ученых.
Помимо кружков под эгидой НИРСа организуются всевозможные формы деятельности, стимулирующие исследовательскую активность студентов, такие как олимпиады, конкурсы на лучшую научную студенческую работу. Так в Сибири центрами по проведению олимпиад по отечественной истории являются Барнаульский педагогический и Омский педагогический университеты.
- Основы научно-исследовательской деятельности студентов
- Место и роль науки в жизни общества
- Предмет науки и научное познание
- Научное знание
- Логические методы:
- Внерациональные формы исследования
- Структура научного знания
- Классификация наук
- Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:
- Наука как социальное явление, этапы развития науки
- Этапы развития науки
- Российская наука
- Студенческая научно-исследовательская деятельность