logo
Наука и научное знание 72

Предмет науки и научное познание

Определение сущности науки как явления, казалось бы не должно вызывать затруднений. Но, с другой стороны, наука так стара и на протяжении своей истории претерпела такие сложные изменения, что любая попытка втиснуть её в прокрустово ложе строгих дефиниций приведет неизбежно к тому, что в них в лучшем случае будет отражен лишь какой-либо из её аспектов, актуальный для данного времени. О трудностях в определении сущности науки в свое время писал А. Энштейн: «Наука как нечто существующее и завершенное является чем-то наиболее объективным из известного человеку. Но в своей деятельности как цель, к которой мы стремимся, наука так же субъективна и психологически обусловлена, как и любая другая область человеческих устремлений, причем настолько субъективна, что на вопрос «какова цель и значение науки?» в различные времена и от различных людей мы получаем совершено разные ответы».

Наука может рассматриваться как: 1) комплекс знаний, накопленных человечеством в процессе исторического развития; 2) род человеческой деятельности; 3) социальный институт; 4) метод познания; 5) фактор развития общественного производства; 6) фактор, влияющий на мировоззрение человека.

Итак, важнейшей функцией науки является производство и передача знаний о развитии мира. Научное познание мира как форма общественной деятельности присуща только человеку. В животном мире познание не выходит за рамки рефлексов и некоторых психологических актов, природа которых до сих пор остается не до конца изученной. В самом общем смысле знание является продуктом человеческого мышления – особой формой отражения реального мира в идеальных образах и знаках. Оно осуществляется посредством обработки чувственных данных через мыслительные операции (анализ и обобщение), благодаря психологическим усилиям (воле, целеустремленности, любознательности). В результате чего возникает новый продукт деятельности человека – знания, которые могут выступать в таких своих разновидностях как обыденное знание и научное. Таким образом, знание по своей природе идеально.

Обыденное знание — это информация, получаемая человеком в процессе его жизненного опыта, которая обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире. С древнейших времен люди накапливали знания об окружающем мире, полученные ими в результате практической деятельности. Они выделывали орудия труда, производили продукты, одежду, строили жилье, путешествовали, лечили, используя лекарственные растения, занимались выведением новых пород скота, вели счет времени, и все это делалось на основе накопления практических знаний, передававшихся из поколения в поколение. Но и в современных условиях человек пользуется обыденными знаниями, не задумываясь об их происхождении. Например, мы пользуемся техникой, не зная сложных научных законов, на основе которых она работает.

Обыденное знание не требует строгой доказательности, обоснованности и проверки, не стремиться раскрыть природу и сущность описываемого явления. Как правило, оно ограничивается констатацией лишь очевидных связей между явлениями. В основе получения обыденного знания лежит мыслительная деятельность, включающая такие операции, как абстрагирование чувственно-сенситивных представлений, анализ и синтез, формирование понятий, в которых обобщаются определенные признаки, типические черты предметов и явлений. Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности, включая суждения и умозаключения.

Суждения – это форма мысли, в которой с помощью понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Высказывая суждение, мы пользуемся понятиями, являющимися элементами суждений. На базе понятий и суждений формируется умозаключение, представляющее собой рассуждения, в ходе которых делаются определенные выводы, обобщения.

Абстрактно-мыслительное познание принято подразделять на два этапа: рассудочный и разумный. И. Кант утверждал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.3. с.340). Рассудок это способность выводить определенные суждения на основе понятий, он оперирует данными опыта, упорядочивая их, классифицирует явления, приводит знания о них в систему. Тогда как разум уже на основе рассудка создает новое знание. В разуме, таким образом, проявляется творческо-конструктивный характер.