logo
Экзамен по философии

10. Концепции истины в истории философии Корреспондентная концепция истины

В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической.

Истина есть соответствие знаний (мыслей) действительности.

Истина есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту.

Это положение является главным в классической концепции истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, Гольбах, Гегель, Фейербах, Маркс. Разделяют его и многие философы XXстолетия.

Этой концепции, которая получила название корреспондентной, придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи, не отвергают ее и агностики.

Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интерпретаций, вплоть до альтернативных. С одной стороны, истиной здесь называют соответствие знаний действительности. Стало быть, истина – это отношение между знаниями и действительностью, но не знания и не действительность в их раздельности. С другой стороны, знания, соответствующие действительности, называют истинными, то есть истина с отношения переносится на один из его членов – знания. Получается – истин нет в реальности, истинность – важнейшая гносеологическая характеристика знания.

Альфред Тарский (польский логик, переехавший в США) дал ставшее популярным уточнение воззрений Аристотеля. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С.

Например, высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел и ложно, если он черен.

В простейших случаях действительно возможно соотнесение знания и реальности. Однако чаще всего в науке, да и в повседневной жизни, соотнести знание с реальностью невозможно и недостаточно. На помощь приходит логическая, или когерентная концепция истины.