7. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)
Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые
обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм,
стоицизм, неоплатонизм.
Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни
приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму. Учение
скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель
скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ
отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было
суждений.
Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой
был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни.
Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как
существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к
счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств,
аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так
и невзгоды. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим
ничего не может. Есть 2 выхода:
1. сломаться ( потерять к себе уважение, а трудности так и останутся)
2. не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь).
Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил
глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм.
Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти,
отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения
неоплатонизма.
Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую
общину!» - восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и
всей античной философии, Плотин (204-270 н.э.) имея в виду небеса, вечное
божественное бытиё. Плотин был последователем философии Платона, но не
простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми
идеями. Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не идеи,
как у Платона, а божественное Первоеденение или Единое, которое может быть
определено только как самовладеющее первоначало, лишённое всяких свойств.
«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона:
Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим
ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно
эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество
идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются
иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются
умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой
триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Его философская
задача заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного
первоединства градацию всего существующего в мире. В философии Плотина
продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основаны его идеи, а
не сама философская схема. Наиболее значимые из философских идей Плотина
следующие:
- ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;
- признание высшего бытия как творческого начала;
-идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация.
- 1. Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. И
- 1.1. Место и роль философии в системы духовной культуры.
- 1.2 Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.
- 1.3. Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика
- 1.4. Философия и наука.
- 1.5. Функции философии.
- 2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их
- 3. Философы «физиса» в аф.
- 4. Гуманисты
- 7. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)
- 8. Средневековая философия. Аврелий Августин