7.Учение Платона об идеях, душе, познании и государстве.
ПЛАТОН(427—347 до н. э.)Древнегреческий философ-идеалист, Р. в Афинах. Ученик Сократа. После смерти Сократа уехал из Афин в Мегару, затем посетил Египет, жил в Южной Италии и на о-ве Сицилия. Вернувшись в Афины, основал философскую школу, получившую название Академии.
О душе
Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности.
Платоновское учение о государстве
С точки зрения Платона, высшим благом для государства, выступает справедливость. Справедливость он понимает как распределение труда в соответствии с природными задатками, которое делает всех граждан нужными друг другу.В идеальном государстве должно быть три группы граждан:– философы, правители - господствует разумная часть души, высшая добродетель – мудрость
– воины, стражи - господствует яростная часть души, высшая добродетель - мужество
– ремесленники, земледельцы - господствует вожделеющая часть души, высшая добродетель - умеренность
Аналогия понятна: как в душе человека в идеале должна господствовать разумная часть, так и в идеальном государстве должны править философы.К власти приходят богатейшие (на основании имущественного ценза), а не способнейшие. В таком государстве сильно противостояние бедняков и богачей, что ведет к постоянным внутренним войнам. Когда в такой войне верх берут бедняки, наступает демократия–власть большинства.К демократии Платон относился отрицательно, т.к. в таком государстве происходит уравнение в государственных правах, и к власти приводят опять же не способности, а случай, жребий.
О идеях
По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи.
По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.
О познании
Платон считал, что знание – это припоминание (анамнезис). Душа припоминает то, что она узнала, обитая в занебесном мире, когда могла созерцать мир идей (а мир идей – это и есть мир истин). По мнению Платона, вещи могут способствовать припоминанию, поскольку они являются подобием идей (как по степени сходства, так и по степени контраста), но основное средство познания – это все же диалектическое припоминание . Тем самым Платон выдвигает идею врожденности знания, науки.
Платон разделял знание на три уровня:
абсолютно достоверное знание (то, которое душа обрела в занебесной области, созерцая идеи непосредственно своим умом), или знание, получаемое путем диалектического припоминания (по методу Сократа)
менее достоверное знание чисел и дисциплин, которые используют численные отношения – перечисленные выше науки
«правдоподобный миф» (смесь истины и заблуждения) – физическое, или эмпирическое знание.
По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает, — для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества. Поэтому, согласно Платону, философ — тот, кто стоит между полным знанием и незнанием, кто стремится от знания, менее совершенного, восходить к знанию, все более и более совершенному.
- Предмет философия. Ее основные разделы. Функции.
- 2.Философия как тип мировоззрения. Его структурное соотношение философской науки и религии.
- 3.Понятие мировоззрения. Его структура. Социально исторические типы мировоззрения.
- 4. Своеобразие философской мысли Древнего Востока.
- 5.Зарождение философствования в Древней Греции. Космоцентризм античной философии.
- 6.Сократовский переворот в философии
- 7.Учение Платона об идеях, душе, познании и государстве.
- 8.Философия Аристотеля.
- 10.Становление средневековой философии и ее характерные черты.