10.Становление средневековой философии и ее характерные черты.
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с
падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка
является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая
философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В
средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть
Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти
мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений
(ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а
средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни
внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового типа общества длится весьма
продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются
очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой
философии. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IVвек
н.э.
Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии.
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организацией. Духовенство фактически было единственным образованным классом. Юриспруденция, естествознание, философия – все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви.
Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира.
Буддистская философия сосредоточила свое внимание на разработке проблем иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания.
Конфуцианство заимствовало идеалистические и мистические идеи буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы.
Характерные черты средневековой философии:
теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
- Предмет философия. Ее основные разделы. Функции.
- 2.Философия как тип мировоззрения. Его структурное соотношение философской науки и религии.
- 3.Понятие мировоззрения. Его структура. Социально исторические типы мировоззрения.
- 4. Своеобразие философской мысли Древнего Востока.
- 5.Зарождение философствования в Древней Греции. Космоцентризм античной философии.
- 6.Сократовский переворот в философии
- 7.Учение Платона об идеях, душе, познании и государстве.
- 8.Философия Аристотеля.
- 10.Становление средневековой философии и ее характерные черты.