Структура философского знания.
В заключение представим, из каких же областей, частей, разделов состоитфилософия, взятая как связная система знаний, текстов, учебных адаптаций. В каждой философской системе по-разному, с большим для одних разделов, с меньшим для других, но в них во сех выдерживается примерно одна и те же структура. Прежде всего всякая философия (идеалистическая, материалистическая, даже субъективно-идеалистичекая, не признающая реальности) имеер раздел, который называется онтология. Онтос — бытие, онтология — учение о бытии. Это обычно довольно обширный раздел философии. В материализме и объективном идеализме он включает в себя положения о природе в целом, об уровнях ее организации, о ее исходных основаниях (субстанциях), о наличии (или отсутствии) в ней развития то есть прогресса, о причинах и факторах становления общества (или его творения богом — для религиозно-идеалистический систем), об истории, ее причинах и пружинах, о перспективах человечества, о человеке, его происхождении и сущности и другие подобные подразделы. Тоесть онтология — это философское учение о том, что есть, как оно устроено и как живет.
Второй крупный раздел любой философии — гносеология. Гносис — знание, гносеология — учение о познании и знании. Гносеологические вопросы: открыта ли природа сознанию, если открыта, познается, то какова процедура познания и каковы его резельтаты: что такое истина и ложь, истина и заблуждение и т. д.
Сразу можно почувствовать, что в материализме значительное внимание уделяется онтологии, но не меньшее и гносеологии. В субъективном идеализме онтология на втором плане, его больше интересуют вопросы человеческого знания и познания. На трудностях объяснения процесса познания, собственно, и спекулирует субъективный идеализм, на этих трудностях он «кормится».
Третий раздел любой философии — социальная философия и философия истории. Это философская интерпретация социологии, истории, экономических теорий, науки о социальной психологии, всех других конкретных наук об обществе. Материалистическая философия вырабатывает здест категории общественного бытия и общественного сознания, изучает истоки и пружины (движкщие силы) исторического процесса, закономерности структуры общества, законы его фукционирования. Идеалистическая ищет внешние идеальные первопричины общественной жизни (объективный идеализм), либо внутренние, человеческие субъективные устремления людей, дающие на выходе социальную, экономическую, политическую структуру общества (экзистенциализм, феноменология).
Следующий раздел — философская антропология — учение о человеке, его происхождении, исторической эволюции, материальных потребностях, духовной жизни и т. д. Этот раздел, собственно, является частью онтологии. Как и предыдущий, социальная философия. Но в силу важности такого элемента бытия, как человек, учение о нем выделяется в особый раздел.
Наконец, к структуре философского знания относятся такие науки, как логика, этика, эстетика. Диссертации по этим наукам квалифицируются ка философские. Нет доктров или кандидатов логических, этических или эстетических наук, всё это «философские науки». Тем не менее эти области знания уже выделились из философии. Когда-то они полностью входили в философию, теперь стали относительно самостоятельными.
Еще в состав философского знания входит история философии. Для естественных, технических наук их история гораздо менее значима, чем для философии. Конкретные науки живут современным фронтом своих знаний и исследований, собственные исторические достижения для них являются скорее предметом музейного иронического любования: вот какие мы были наивные, как примитивно, по сравнению с современностью, решали свои проблемы. Для философии вопрос стоит иначе. Философия обслуживает, анализирует человеческое мировоззрение — цели и ценности, менталитет и экзистенциальные переживания. И содержание этих компонентов человеческой жизни во все века примерно одни и те же. Наука и вера, рациональность и иррациональность, честь и бесчестие, красота и безобразие и т. д. Поэтому опыт решения этих проблем, накопленный философией прежних времён, чрезвычайно важен для любого современного решения тех же задач. Философи прошлого не устаревают, они присутствуют в любой развитой современной философии. И Платон, и Аристотель, и Фома Аквинский и Спиноза, и Гегель и Гуссерль — такие же наши современники, как и ныне живущие исследователи.
Вот, примерно такой является структура философского знания. Эта структура воспроизводится и в нашем учебном процессе. Вначале мы будем заниматься историей философии, это совершенно необходимо для вхождения в круг философских проблем. Затем несколько рассмотрим несколько тем по онтологии: категории бытия, материи, сознания, развития, законы и категории диалектики. Затем гносеология, теория познания. Далее из социальной философии — философские трактовки общества в разных философских течениях. Потом — философская анропология, учение о человеке и его экзистенциальных проблемах (смысл жизни, духовность, повседневность и др.). Важной частью учебного урса философии в техническом вузе является изучение феноменов науки и техники. Завершает наш учебный курс изучение глобальных проблем современности и проблема будущего человечества.