2. Основные функции философии
Исходя из данного определния, можно представить, что основной функций философии является выполнение в общественном сознании особой интегрирующей всю духовную жизнь общества функции — функции выработки социального разума. Подумаем, что это такое.
Мы представили, что наука без философии формальнологична, практическое же сознание без нее нелогично и эмотивно. Мы почувствовали, что философия соединяет эти области духа посредством какой-то особой логики — диалектики, позволяющей описывать мир исключающими друг друга высказываниями. При этом сама эта логика является результатом включения в бесстрастную и безэмоциональную, безликую и внечеловеческую формальную логику человеческих эмоций, страстей, ценностей и практических устремленностей (императивов, повелений, установовок к деятельности). То есть философия — это синтез рационального и эмоционального. Рациональное становится эмоционально-человечным, очеловеченным, эмоциональное становится логичным, научно обоснованным — очеловеченным. Формальнологическое отвлекается, абстрагируется от интересов человека и человечества, это мышление ничье, абстрактное, формальное, это просто мышление, мышление никак и никем не направляемое. Самому мыслящему человеку оно представляется как только его собственное достояние, как нечто данное самой природой (или богом — у верующих). Это «просто человеческое мышление», поцесс и результат чистого движения мыслей, ни от кого и ни от чего не зависящих рассуждений, это просто «здравый рассудок». Вот: введен новый термин — «рассудок». Наука — рассудочна, она «ничья», она сама для себя истина, сама по себе истинна. И если ее «делает» существующий сам по себе, оторванный от общества индивид, она такой и остается - «чистой» наукой, как бывает и «чистое» искусство, «искусство для искусства». Но такие упражнения бывают либо безразличными другим людям, обществу в целом, либо они приводят к разрушающим общество последствиям. Наука, не направляемая человеческой совестью, человеческими целями становится бесчеловечной, асоциальной и антисоциальной. То же и с «чистым» искусством: оно, по меньшей мере никому не понятно и не нужно, а в пределе — разрушает способность человека жить среди людей, разрушает общество. Поэтому общество нарушает «независимость» науки или искусства, преодолевает требования «демократии», «свободы выбора» и «поликорректности» по отношению к ним. Не смущаясь, не обращая внимания на вопли индивидуалистов, общество контролирует рассудочную науку, сам рассудок ценностями общества. Этот ценностно-эмоциональный, мировоззренчески-практический контроль над рассудком называется разумом.
Разум принципиально коллективен, общественен, общесоциален, общечеловечен. Разум — это присутствие интересов человечества в потоке индивидуального мышления, это возвышение логики мышления от индивидного до общественного уровня. Живущий сам по себе и для самого себя человек не может быть разумным — только рассудочным, формальнологичным, мыслящим абстрактно и, собственно, бесчеловечно; он еще не вовсе и человек, разве что кадидатура в человеки. Разум — достояние общества, а не индивида, он зарождается в недрах общества как инструмент решения общественных задач, и доводится обществом до индивидов в процессе воспитания, очеловечивания, социализации человека. Разум — не результат собственного сочинительства индивидуального человека и не результат его свободного выбора или предпочтения, а только результат индивидуального самоотречения, возвышения человека над собственной индивдностью, результат его социализации как универсализации, отождествления себя с обществом, освоения общественных целей и задач как своих собственных. Это результат «насилия» общества над человеком, такого «насилия», которое равно его спасению — от него самого индивидно-индивидуалистичного. Кстати, христиане тоже называют это спасением, но «спасителем» они видят не реальную систему общества, а мифологически-вымышленную потустороннюю фигуру своего Бога.
Разум, таким образом, это единство рационального мышления и эмоционально-практического сознания, компонентами которого являются этические и эстетические идеи и ценности. Введены, как видите, понятия этики и эстетики. Именно категориями, компонентами этих сфер сознания философия контролирует, корректирует рациональную сферу человеческой жизнедеятельности. Философия — это деятельный разум человечества (или индивидуального человека, если и поскольку он Человек, представитель человечества). Философия — это единство истины добра и красоты. К этому восходили уже древние философы, это осознанно выразил И. Кант (1724 – 1804). Он говорил, что философия изучает «три способности души»: познавательную, практическую и эстетическую. Он описал это в трех главных своих сочинениях: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Место философии в системе духовной жизни общества. Ф-я и наука, ф-я и религия, мифология, искусство и т.д.
Из принятого нами определения предмета философии логично вытекают еще две важные её функции: методологическая и мировоззренческая. Мировоззренческое, идеологическое, ценностно-гражданское осмысление научной жизни общества, научных исследований, путей научного прогресса — это и есть методологическая функция философии, методологическое воспомоществование науке или, если угодно, — «методологический контроль мысли» (слова выдающегося советского руководителя 80-х годов Ю. В. Андропова). А доведение до мировоззренчески-практической сферы данных современной науки, научное обоснование мировоззрения, превращение мировоззрения из стихийного в научно обоснованное, а в пределе – в подлинно научное — это мировоззренческая функция философии.
Как не надо представлять философию в качестве науки, так же недьзя представлять ее как мировоззрение. Мировоззрение — это сложный комплекс духовных образований, лежащих в основе сознания и социальной практики человека и общества. Это некоторые исходные основания духовной и практической жизни человека и общества. В мировоззрении имеются познавательные моменты — миропонимание, картина мира, миросозерцание; в нем имеются элементы воображения, способности к целеполаганию, образованию идеалов и целей — миротворение, мировоображение, представления о должном, образцовом, о целях и ценностях; в нем присутствуют побуждения к оценке реального, наличного мира с позиций принятых, присутствующих в духовном мире человека идеалов и ценностей — мироволение, исходные императивы поведения; в нем находятся общие, исходные, базовые настроения и эмоциональные состояния — мирочустсвование, мироощущение. Мировоззренческие знания, идеалы, ценности, императивы, настроения — это не непосредственные, конкретные научные знания, нравственные, политические, эстетические идеалы или конкретные настроения, вызванные наличными жизненными ситуациями. Это — общие условия таких знаний, идеалов, императивов и настроений, некоторая их квинтэссенция и «закваска», исходное условие их образования. Это общая ориентация на знание либо веру, доверие мифам, передоверие своих решений Вождю, Абсолюту; общая склонность к свободному целе- и идеалополаганию либо отказ от идеального как такового и ориентация на реактивное, ролевое, ведомое поведение; это либо склонность к подневольным, исполнительским мперативам Акакия Акакиевича («Уж лучше дали бы мне что-нибудь просто переписать»), либосмелость взят на себя решение своей судьбы (и, тем более, — народа, страны); это общий психологический настрой на мир как враждебный и опасный — изначальный экзистенциальный страх (Angst датского философа Кьеркегора), либо мажор, психологическая установка на победу — «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!».
Как видим, мировоззрение всегда дуально, полярно, строится в положительном, мажорном, либо минорном ключе. Вслед за ним, как его разворачивание, развитие («экспликация») выстраивается тональность всей духовной и практической жизни человека.
Мировоззрение универсально, всеобще для любого сознания, является неотъемлемым его компонентом. Иногда пишут, что оно присуще только взрослому человеку, формируется относительно поздно, в юношеском и зрелом возрасте. Это зависит от того, как его представить. Если представаить так, как это получилось у нас, то оно атрибутивно всякому сознанию: первобытному, детскому, взрослому и т. д. Нет сознания без мировоззрения, речь может идти только о том, какое это мировоззрение: раннее, первобытное, палеолитического, неолитического, цивилизованного человека и т. д. У современного взрослого человека оно может на всь жизнь оставаться детским, стихийным, не осознаваемым, а может быть осознанным и систематизированным, так или иначе обоснованным.
Какое отношение ко всему этому имеет философия? Иногда говорят, считают, что философия имеет своим предметом мировоззрение, что она — наука о мировоззрении, что она изучает его так ж как этика изучает нравственность или эстетика — искусство и художественное творчество. И тогда, как в этике складываются различные этические теории — утилитаризм, нормативность, эвдемонизм и т. п., так и в философии получаются идеализм, материализм и прочие направления. И тогда философия — не более, чем этика, эстетика или наука о праве, собственности и др. Но ведь нет в этих последних многовековой «позитивистской» традиции — накапливать знания о «первых причинах» мира, нет теорий мира, «систем природы» и т. п. Не должно быть их и в философии. Но в философии это есть, всегда было и неотъемлемо присутствует сегодня. Философия, как мы это представили, вторгается в весь объем конкретнонаучного знания, обобщает его и доносит выводы, принципы научного мышления и миропонимания до мировоззрения — во всех его компонентах. При этом она не делает эти компоненты, всё мировоззрение «философским» или «научным», она лишь делает их, его научно обоснованным.
Мировоззрение (и вслед за ним весь комплекс духовности и практики социального субъекта) остается трусливым или пессимистичным, волюнтаристским или адекватно деятельным, насильническим или раболепным — но оно окажется обоснованным научными средствами, доказательным и убедительным как для самого субъекта, так и, что бывает еще важнее, для других, перед кем субъект оправдывает себя, отстаивает свое право на существование или даже на господство в обществе.
Вызывает интерес («ваш технический прогресс», но это шутка) вопрос о соотношении философии и науки, философии и религии, философии и искусства и т. д. Из сказанного рисуется определенный ответ на эти вопросы. «Философия науки», «философия искусства» и т. д. часто строится по Конту, как теоретический уровень той или иной области сознания. Но такие занятия всякий раз компрометируют себя в глазах самих ученых физиков, биологов, эстетиков, экономистов и представителей других наук. Тут они действительно компетентнее и каждая наука действительно сама себе философия. Толковее было бы представить, что философия проникает в каждую конкретную область духовной жизни через мировоззрение естественного ученого, этика, религиоведа, теолога, просто верующего. Формируя на научной основе в процессе первичной (в семье, с раннего детства) и вторичной (в обществе, в школе, через искусство) социализации то или иное миропонимание, те или иные представления о познании, о человеке, о природе, об эволюции в природе, об обществе, об общественном прогрессе и т. д., философия ориентирует мировоззрение человека в том или ином направлении.
ЗАПУТАЛСЯ: ФОРМИРУЕТ ИЛИ ТОЛЬКО ОБОСНОВЫВАЕТ СФОРМИРОВАННОЕ БЕЗ НЕЁ?
Кроме того, следует отметить социально-практическую функцию философии. Философия — не просто созерцание жизни и создавание умозрительных картин мира или способствование созданию каждым человеком его «жизненного мира», который он на договорной основе согласует в подобными мирами других людей. Самими своими методологической и мировоззренческой функциями философия организует и направляет общественную практику. Философия существует не для самой себя, а для общества и человека. Это заметил еще Аристотель. Он различал «теоретическую философию» и «практическую философию» и настаивал, что эта последняя важнее первой: само возникновение философии вызвано необходимостью логически, научно обосновать возможность человеческого вмешательства в собственное бытие, сделать его не только осмысленным, но и подлежащем сознательному управлению.
О практической функции философии говорил И. Кант. Он различал теоретический разум как работу человеческой мысли по определенным правилам и практический разум — как сферу выработки направлений и правил функционирования разума теоретического. Практический разум, по Канту, - это мировоззрение, человеческие ценности, наконец, вера – религиозная и всякая другая. Сознание и мышление даны человеку не для чистого созерцания и мечтаний, а для организации окружающего мира в интересах человека. Философия — это «критика» как чистого, так и практического разума. Критика не в нашем обыденном понимании — осуждение, ругание, а анализ, выяснение возможностей применения.
О практической функции философии на свой лад говорил основатель позитивизма Огюст Конт. Уходят в прошлое, говорил он, религиозно-мистическое и философско-метафизическое, то есть созерцательное, отношения человека к миру. Это, по его терминологии — негативные формы духа. Наступает эра «позитивного», научного знания, способного стать инструментом успешного преобразования природы.
Карл Маркс (1818 – 1863) в своей философской работе «Тезисы о Фейербахе» писал, что до сих пор философия была преимущественно созерцательной, в отрыве от естествознаня она строила умозрительные картины мира. «Философы лишь объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» – он имел в виду, прежде всего, мир социальный, экономический и политический.
Все эти три функции связаны с познавательной функцией философии, вытекают из нее. Философия не просто осмысляет проблемы человеческого бытия в мире и подсказывает человеку пути его самоизменения, то есть как говорят философы, «трансцендирования». Философия, и в этом права восходящая к Конту позитивистская традиция, изучает общие закономерности мира, общества и мышления, строит универсальную теорию развития мира — диалектику. Чтобы стать «учебником жизни», она все-таки сначала должна быть теорией мира, в какой-то степени «наукой наук», если угодно.
Можно выделить и другие функции философии: воспитательную, сохранения исторической памяти человечества, ценностную, нравственно-эстетическую и другие. Но пока достаточно этих.