Теория познания
Психология Аристотеля связана с его гносеологией, с его учением о познании. В 3-й книге трактата «О душе» излагается учение о познании, хотя и в «Метафизике» (1 гл. 1 кн.) Аристотель говорит, что всякое познание начинается с ощущения, проходит через различные ступени и возвышается до философского знания.
В «Метафизике» Аристотель возражает против нападок на возможность познания. Аристотель возражает и софистам, утверждающим, что все истинно или все ложно, возражает Гераклиту, утверждающему, что истинны противоположные высказывания, доказывая, что человек, утверждающий это, не знал бы, что ему нужно делать.
Аристотель говорит, что каждое положение должно быть доказано. Но если будем требовать доказательство каждому положению, то уйдем в бесконечность, а бесконечность не может существовать. Поэтому должна быть аксиома, на которой основывается все знание. Такой аксиомой является аксиома непротиворечивости суждения, непротиворечивости бытия и мышления (ведь законы мышления и законы бытия тождественны).
Основная проблема: с одной стороны, Аристотель верит, что материальный мир существует реально, никакого отдельно существующего мира идей не существует. С другой стороны, он считает невозможным научное знание о единичном, о преходящем. Знание может быть только об общем. Тем более что это знание — необходимое знание. Знание, которое истинным было в прошлом, истинно сейчас и таковым будет в будущем. Как примирить существование единичных предметов и общего знания — именно эта проблема является основной проблемой гносеологии Аристотеля.
Познание начинается с чувственных восприятий. Человек стремится к знаниям, животное стремится к чувственным восприятиям, но сами по себе чувственные восприятия не дают знания. Для того чтобы были знания, кроме чувственных восприятий нужна память. Чувственные восприятия могут повторяться, при помощи памяти они накапливаются в человеческой душе. Так человек приобретает знания. Опыт — это многие воспоминания об одном и том же предмете. Например, врач лечит не болезнь, а Сократа, т.е. единичный предмет. Через опыт у людей возникает искусство. Искусство — некоторое знание об общем и отличается от науки не по гносеологическому признаку, хотя искусство менее ценно, чем наука.
Накопленный опыт обрабатывается посредством общих понятий — возникает общее знание. Тогда человек может применять это знание к общим научным положениям. При посредстве чувственного познания постигаются не только чувственные предметы. Чувства, воспринимая данные о внешнем мире, воспринимают не сам единичный предмет. «Иначе само ощущение было бы тождественным с ощущаемым», — пишет Аристотель в трактате «О душе». И ощущение было бы, например, желтым или пространственным. Но ощущение не обладает характеристиками цвета, пространственности, веса, т.к. при ощущении человек воспринимает форму предмета без его материи. Эта функция отсутствует у растительной души, она функция только животной души.
У растений нет органов чувств и нет средоточия. Аристотель не развивает этот термин. Позднее лишь Плотин возьмет это за одно из положений своей философии. Средоточие — общее чувство. В трактате «О душе» Аристотель спрашивает себя, почему человеку нужно несколько чувств, и дает ответ: чтобы иметь больше представлений об одном и том же предмете.
В животной душе, кроме самих органов чувств, есть общее чувство, которое соединяет в себе все данные об органах чувств в одно чувство. Оно находится на другом уровне, чем все другие чувства, позволяет проводить анализ данных органов чувств. Поэтому ощущение есть форма ощущаемого. Эта форма оказывается в душе благодаря тому, что в животной душе есть это средоточие.
Познавая внешний мир, человек и животные проходят два этапа: сначала ощущения воспринимают форму, а потом душа при посредстве общего чувства воспринимает форму, в том числе и себя, форму этих форм.
Аристотель не согласен с атомистами в том, что при восприятии качеств от предметов человек дополняет картину познаваемого мира, что некоторые качества (например, вес, пространство, движение — т.е. первичные качества) существуют в самих предметах, а другие качества, вторичные (цвет, запах, вкус) существуют в познающем субъекте. Аристотель не согласен с этим и говорит, что и первичные и вторичные качества существуют в объективном мире, но вторичные качества существуют потенциально, а в процессе познания актуализируются.
Но в чувственном знании нет мудрости, т.к. предмет науки — необходимое. Поэтому знания не возникают из единичного, а выявляются благодаря единичному. Чувственные данные не есть источник знания, иначе душа не может быть формой форм. Чтобы быть формой форм, душа должна уже иметь в себе эти формы, которые она будет воспринимать. Пассивный разум обладает в себе в возможности потенциально всем знанием, и чувственные данные позволяют лишь актуализировать эти данные.
Чтобы пассивный разум из потенциального знания приводил в знание актуальное, необходимы данные органов чувств и активность души, активность разумного начала. Поэтому и существует пассивный ум (материя ума) и ум активный (форма ума), т.е. ум, содержащий потенциально и актуально знания. Только в Боге знание всегда актуально, в человеке знание без божественного актуального знания не существует. Поэтому Аристотель приходит к выводу, к которому пришел и Платон, что все знание существует в виде некоторых форм в Боге. Поэтому в дальнейшем многие философы и христианские богословы не будут различать положений Платона и Аристотеля.
Аристотель впервые отчетливо поставил проблему истины. В трактате «О душе» он говорит, что истинное и ложное есть сочетание мысли. Но нельзя сделать вывод, что это логическая конструкция, не имеющая отношения к миру вещей. Сочетание мыслей должно соответствовать тому, какое сочетание есть в действительности. Эта концепция, что истина есть соответствие наших взглядов тому, что имеет место в действительности, стала называться классической концепцией истины.
- Предмет философии
- Возникновение философии
- Религии древней греции
- Религия Зевса
- Религия Деметры
- Религия Диониса. Орфики.
- Семь мудрецов
- Милетская школа Фалес
- Анаксимен
- Пифагор
- Гераклит
- Элейская школа Ксенофан
- Парменид
- Зенон Элейский
- Эмпедокл
- Анаксагор
- Древнегреческий атомизм
- Софисты
- Сократические школы
- Мегарская школа
- Киническая школа
- Киренаики
- Платон Жизнь и произведения
- Учение об идеях
- Учение о душе
- Учение о государстве
- Космология
- Платонизм и христианство
- Аристотель Жизнь и произведения
- Классификация наук. Предмет философии.
- Основная аксиома философии
- Учение о четырех причинах
- Физика Аристотеля
- Учение Аристотеля о душе
- Теория познания
- Этика Аристотеля
- Учение о государстве
- Эллинистическая философия
- Стоицизм
- Античный скептицизм
- Плотин Жизнь и трактаты
- Подход к философии Плотина
- Бессмертие души
- От самопознания к познанию мира
- Единое, Ум, Душа
- Учение о человеке
- Теодицея
- Поздний неоплатонизм
- Порфирий
- Прокл и конец античной философии
- Средневековая философия
- Климент александрийский
- Тертуллиан
- Аврелий августин Жизнь и произведения
- Отношение к античной философии
- Вера и разум
- Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования
- Теория познания. Чувственное познание
- Онтология
- Учение о времени
- Космология
- Учение о человеке
- Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина
- Философия истории
- Дионисий ареопагит
- Апофатическое и катафатическое богословие
- Происхождение зла
- Иоанн скот эриугена Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Учение о “четырех природах”
- Схоластика
- Беренгарий
- Петр Дамиани
- Ансельм Кентерберийский
- Другие менее известные католические философы XI-XI веков
- Пьер Абеляр
- Шартрская школа
- Бернар клервоский
- Арабская философия
- Католицизм в XIII веке
- Латинский аверроизм. Сигер брабантский
- Бонавентура
- Борьба католической церкви с аверроизмом
- Фома аквинский Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Доказательства бытия Бога
- Метафизика
- Учение о человеке
- Гносеология
- Социальная философия
- Роджер бэкон
- Иоанн дунс скот
- Уильям оккам
- Оглавление