logo
Лега_ История античной и средневековой философи

Мегарская школа

Мегарская школа была основана Евклидом, верным учеником Сократа. После смерти Сократа ученики скрылись в городе Мегары, который находился в 40 км от Афин. В нем и проживал Евклид. Платон также после смерти Сократа жил некоторое время у Евклида, потом уехал. Евклид испытал влияние софиста Горгия, а также Парменида и Зенона. Целью философов мегарской школы являлось доказательство истинности философии Парменида — что сущее едино, и что множественности вещей не существует. О множественности нам говорят органы чувств, значит дискредитация органов чувств — задача философов мегарской школы. Поэтому они доказывали, что чувственное знание не существует, а если существует, то оно ложно, обманывает нас и приводит к неразрешимым противоречиям. Их заключения по форме напоминали софизмы, а многие и были таковыми, хотя некоторые из заключений принимали форму парадоксов. Таким парадоксом был знаменитый парадокс “Лжец”. Представим себе человека, который говорит “Я лгу”. Что он на самом деле говорит? Если он действительно лжет, то фраза “Я лгу” выражает истину, если же мы ему поверим на слово и поверим ему, что он лжет, тогда эта фраза окажется неверной, т.е. он не лжет (по этому же принципу построена и фраза Сократа “Я знаю, что ничего не знаю”). Парадоксами — логическими, семантическими и другими — начали заниматься лишь в 19 веке. Еще один софизм, более грубый — “Рогатый”. Вопрос: “Потерял ли ты рога?” Как на него можно ответить, если у тебя их нет? Если потерял, значит они у тебя были, ответишь “не терял”, значит они у тебя есть. На этот вопрос нельзя ответить “да” или “нет”. Этот софизм показывает ошибочность многих наших рассуждений. Мы часто отвечаем “да” и “нет”, хотя на некоторые вопросы нельзя отвечать так, что и показывает нам этот софизм.

Вывод, который делает мегарская школа, таков: показания органов чувств являются не истинными, правы Парменид и Зенон, бытие едино, множественности вещей не существует. Других положительных тезисов мегарики не выдвигали, поэтому их часто называли спорщиками или эристиками. Школа просуществовала не так долго, оказала большое влияние на возникновение в последующем школ скептического направления. Это отличало их от других школ, которые выдвигали свои положительные концепции.