Античная философия, основные этапы и представители.
Восточная философия по преимуществу – образная. Западная философия – по преимуществу понятийная.
В основе западной философии лежит античная. На понятийной философии лежит все здание европейской науки. В виду сказанного в не философских вузах акцент делается на западную философию, в частности – античную. Хотя в свете современных синергетических исследований наука видит, что ее идеи легче ложатся на образы восточной философии. Появилась даже идея заложить в основе новой науки восточную философию, но это не выполнимая задача.
Проблема состоит в том, чтобы понять на основе постнеклассического этапа философии о чем говорят восточные философы и как это перевести на понятийный язык западной философии. Есть такой феномен, как детское философствование. Дети пытаясь понять узлы, пытаются понять мир.
В ходе познания мира ребенок фактически повторяет основные философские вопросы, которые в свое время ставила философия как наука, поэтому детские вопросы бывают очень сложные, даже философия говорит, что у каждого человека есть своя личная философия.
Античная философия очень похожа по своей открытости на детское философствование и именно поэтому она заслуживает внимание. Эйнштейн сказал: "Тот не способен заниматься наукой, кто не восхищался античной философией".
Период: VII в. до н.э. – (V в. н.э. … VII в. н.э.)
Основные этапы:
а) Философы физиса (природы)
б) Гуманисты (Сократ, софисты). Такое название данный этап получил в виду того, что в основу положены человеческие качества.
в) Академия Платона и Аристотеля.
г) Эллинисткий период. Период завоевания Греции сначала Македонией а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией.
д) Неоплатонизм.
е) Патристика. Попытка объединить античную философию с социальным философствованием христианства.
Философы физиса.
Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан.
Элеаты. Парменид, Зенон (из Элеи).
Пифагорейцы.
Гераклид, Демокрит.
Милетская школа.
Фалес - считается первым античным известным философом. Милетцы пытались решить вопрос – что является субстанцией основания мира и различия процессов. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и Лефкип – основатели атомистического учения.
Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все возникает и в него все входит.
Идея Анаксимандра очень точно отражает некоторые проблемы современной физической науки. Физика элементарных частиц (во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех. Правда, физика не может предложить правдоподобную модель. В рамках концепции апейпона это получается. Апейрон – аналог всеобщей универсальной связи.
До Анаксимандра эта идея была в Даосизме. Аналогом апейрона в китайском Даосизме, возникшем за долго до Анаксимандра, является Дао без имени. В Даосизме (это религия и философия одновременно, в которой нет бога, пантеизм) Дао без имени – путь всего мира, Дао с именем – путь объекта. Дао с именем возникает из Дао без имени и в него входит. По преданию основатель Даосизма – Лаоцзин (?).
Ксенофан: основа всего земля. Гераклит (не относится к милетской школе): – огонь.
Элеаты.
Парменид – первым в четкой форме сформулировал проблему бытия. Бытие – все что было, есть и будет и их единстве. Именно на единстве бытия основывался Парменид. У Парменида фактически не было доказательств единства бытия, они были получены только в прошлом веке в трех великих открытиях: клетки – единства всего живого; учение Дарвина (Менделя) – механизм саморазвития всего живого; закон сохранения и превращения энергии, – которые подтвердили наличие всеобщей взаимосвязи. Парменид поставил проблему обсуждением которой явилось все развитие истории философии. Для того чтобы обсудить проблему бытия потребовалось строительство следующих звеньев философского знания – теории диалектики, субстанции и т.д. Отсутствие защитного пояса у данной идеи привлекло критиков. Ученик Парменида – Зенон вступился за своего учителя. Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения. И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха, летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение горсти – слышно). Первым в строгой форме противоречия Зенона решил Лейбниц в XVII в.
Зенон фактически заглянул в проблему диалектики понятий, поэтому он считается основателем теории субъективной диалектики.
Под диалектикой понимают движение и развитие неживой, живой, социально организованной материи, процесса познания и духовного горизонта людей. Основанием такого движения и развития является всеобщая универсальная связь.
Выделяют диалектику объективную (диалектика материального мира и общества) и субъективную (диалектика процесса познания и духовного горизонта людей). Выделяют теорию объективной и субъективной диалектики. Не следует путать диалектику и теорию диалектики. Теория диалектики совершенствуется с развитием современной науки. Зенон считается основателем теории субъективной диалектики.
Гераклит из Эфеса – считал субстанцией всего – огонь.
В современной синергетической науке (наука о самоорганизации) есть различные концепции самоорганизации. В России сложилось 2 синергетических центра: школа Андронова (специализируется на исследовании самоорганизации на основе волновых процессов) и школа Самарского-Курдюмова (мат. фак. МГУ). В рамках школы Самарского-Курдюмова получена сложная компьютерная модель конвекции горения на большой территории1.
В свете работ Самарского-Курдюмова становится понятной теория Гераклита, что субстанцией всего является огонь2.
Гераклит считал, и первым это заявил, что основа движения – противоречие.
Идеи о противоречивости развития движения были и в Даосизме. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении.
Кротил – довел учение Гераклита до крайности.
Пифагор и пифагорейцы.
Известно, что Пифагор руководил школой, где математические исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Математика формирует ситуативное мышление. Эзотерика Пифагора была направлена на духовные горизонты людей. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление, а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем.
Примерно тем же занимались каббалисты в иудаизме и, очевидно, что уровень пифагорейцев был не ниже каббалистического.
Аристотель полемизируя с пифагорейцами, разделил душу человека на 3 уровня: вегетативную часть, чувственную, разумную. А Платон, развивая эти идеи, разделил любовь на 3 уровня: как физиологическое влечение, очарованность душой при сохранении первого, жажда красоты и добра при сохранении первого.
Свои знания пифагорейцы обнаруживали в написанных ими законах. Современники отмечали, что правление по этим законам было почти аристократическим, чего не скажешь про законы Платона. После сожжения школы пифагорейцев, последние начали продавать свои исследования, например Архид считал, что земля – шар.
Демокрит и Левкипп – основатели материалистической и атомистической теории строения мира. У Демокрита масса работ. Основная – "Великий мирострой". С их точки зрения мир состоит из атомов. Атомы имеют разное строение, вес, ввели понятие свободы воли атомов.
Под волей в неживой природе можно понимать тенденцию развития объекта. Но в этой тенденции есть веер возможных вариантов. По какому именно пути пойдет развитие предугадать заранее невозможно. "Выбор" атомов варианта поведения Демокрит назвал свободой воли. Демокрит - автор понятий “необходимость” и “случайность”. Демокрит сын очень богатого купца, все деньги истратил на поездки и на учение молодежи. А в Афинах был закон против растратчиков. На суде он защитил себя, прочитав трактат об устройстве мира, который произвел впечатление, и был оправдан.
Гуманисты (Сократ и софисты).
Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.
Сократ. Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин, сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников – Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека – его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы. Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть высказана. Это маистика. Сократ – автор метода иронии или ученого незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал, что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие должно быть в рамках закона. Смерть Сократа, помимо известных вещей показала, что у людей, играющих грязными методами, чисто выиграть нельзя. Потом про это говорил Макиавелли, который утверждал, что “люди по природе своей добры”. Но обстоятельства делают их грязными и злыми. Так же считали Вольтер, Дидро, Ламетри – французы, XVIII в. Но они расходились с Макиавелли по поводу решения этой проблемы. Макиавелли считал, что обстоятельства нельзя поменять столетиями, а править надо сейчас. Поэтому правитель должен уметь пользоваться грязными методами лучше, чем его подчиненные, тогда никто не сможет отнять у него власть, и никому не придет в голову соревноваться с ним в грязной игре, а стало быть, он сможет управлять чисто.
Учение Сократа – поворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не теоретического, а практического – искусство жить.
Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в философии.
Протагор – желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. Протагор хотел научить своих учеников выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему эзотерических методов приемов ведения полемики:
самая изощренная ложь – полуправда
вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью
правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса
очернить человека проще, чем ему оправдаться
ответ вопросом на вопрос
Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (субъективным) аспектом истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:
объективность
конкретность
абсолютность
относительность
Сейчас выделяют еще субъективность истины.
Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др. Это были уважаемые люди, юристы.
2-е поколение – спорщики: Горгий и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.
Академия Платона и Аристотеля.
Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа, пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения. Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина идей – эйдосов – Гиперурания. Далее уже другой персонаж – Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна. Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела, поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал, что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология Гуссерля. */
Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа, видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела душа, когда начинает учиться.
В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом). Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.
Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические проблемы физики:
проблема физической реальности
проблема наблюдаемости параметров
Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи. По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в отражении этой связи.
Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви:
как физиологическое влечение “с первого взгляда”
при сохранении первого – влюбленная очарованность душой
при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).
Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует, что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.
Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.
Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию. Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона “Государство” как основание тоталитаризма.
Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная. Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:
Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек, можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.
Причины: 1) формальная, 2) материальная, 3) действующая, 4) конечная. 1) – диктуемая способом существования,2) – данной материальной средой, 3) – которая обычно понимается в науке, 4) – аналог цели в неживой природе.
Бытие. 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) …. ?, 6) Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать качество, количество, меру. Мера – единство количества и качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (софисты).
Аристотель критиковал теорию эйдосов, однако сам колебался между материализмом и идеализмом.
Стоики – (стоицизм). Эпиктет, Сенека, римский император Марк Аврелий.
Основная идея: считали, что человек - элемент космоса. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим ничего не может. Есть 2 выхода:
сломаться ( потерять к себе уважение, а трудности так и останутся)
не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь).
Эпикурейцы - (Эпикур, на 150 лет позже Левкиппа и Демокрита).
Эпикур по преимуществу исследовал этику, отношения между людьми.
Счастье – это не наслаждение, а отсутствие страданий. Страдания человека тройственны: физические, психические и социальные. Человек должен заботиться о том, чтобы у него не было страданий. Человек в состоянии целенаправленно бороться со страданиями. Социальные страдания – это не правильное виденье мира, неправильная расстановка в нем ценностей, потеря смысла жизни. Логотерапия – лечение словом. Логотерапия - корректировка виденья человеком мира и расстановка в нем ценностей. Этим могут заниматься 3 вида знаний: религия, мифология и философия.
Эпикур указал на логотерапевтические функции философии: “Если философия не лечит душу, то в ней нет никакого смысла”. Эпиктет (стоик) : “стрелы ранят тело, слова ранят душу (те которые попадают в болевые точки). Слова также лечат”.
Неоплатонизм (Плотин)
Плотин сравнивает духовный космос и реальный (путь Иисуса ). Душа мира - София. Плотин попытался сделать то, что было потом сделано Августином. В свое время Августин сказал: “загляните в собственную душу и вы увидите Бога”. (Гиперурания). Плотин автор философской идеи: “В мире помимо Гиперурании, ее творца Бога и творца мира по Гиперурании Демируна (?), есть еще один персонаж – это душа мира София-Мудрость”. Владимир Соловьев повторил его идею (социология).
Патристика ( конец античности и начало средневековья).
Аврелий Августин (святой Августин блаженный).
Августин первый сформулировал социальные положения христиан:
Как человек живет – такие социальные качества в нем формируются. (Современный экзистенциализм сущность и существование. По экзистенциализму сначала существование, а потом сущность).
Какие перспективы видит человек, так он и видит себя. (Поменяйте перспективы – поменяете поведение).
Человек видит и слышит только то, что готов видеть и слышать.
Людей (детей) можно спаси любовью.
Августин разделял людей на град земной и град божий. Град земной – большинство людей, которые видят только себя. Град божий – это люди, которые видят других людей.
(Иоан Ладнинский Санкт-Петербургский – современный славянофил).
Августин: “Быть свободным – значит покорить свою волю воле Бога”. Фактически тоже самое повторил Спиноза и Гегель: “Свобода есть осознанная необходимость”. Спиноза, Гегель и Августин фактически говорили о следующем: “Человек должен понять законы природы и научится их правильно применять”. Маркс: “Свобода есть действие со знанием дела”. “Достоин тот, кто любит достойное”.
Августин участник нескольких вселенских соборов. Августин настоял, чтобы в Библии были сохранены 2 книги: ветхий завет (основа иудаизма ) и новый завет (основа христианства).
- Философия. Конспект лекций. Лектор а.Ф.Степанищев, бгту
- Античная философия, основные этапы и представители.
- Философия средневековья
- Философия Возрождения
- Философия нового времени.
- Классическая немецкая философия.
- Русская философия XIX-XX в.В.
- Русская религиозная философия.
- Развитие философии в советский период.
- Современная западная философия.
- Логический и семантический позитивизм.
- Прагматизм.
- Вопрос 71.
- Вопрос 72
- Вопрос 77
- Вопрос 79