Классическая немецкая философия.
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.
Эммануил Кант. Сын небогатых людей, окончил Кембриджский университет, естественный факультет. Работал в школе. Будучи учителем пытался написать книгу, которая не вышла, но при ее написании Кант явно повысил свой уровень, что дало ему возможность поступить на работу в Кембриджский университет.
Обсуждая эти проблемы он написал 3 основные работы (критики): "Критика практического разума", "Критика чистого разума (рассудок)", "Критика способности суждений".
В критике чистого разума Кант определил влияние воспитания и образования на познание. "Критика практического разума" – осмысление основания интуиции и соотношение практического разума с чистым. По Канту:
Виды познания | Практический разум - основа интуиции. Дается человеку богом. |
Рассудок. Присутствует у всех. Формируется воспитанием и образованием. | |
Чувственное. Присутствует у всех. |
"Критика способности суждений" – в этой работе он рассматривает проблему эстетического сознания. Кант подчеркнул, что практический разум фактически командует чистым разумом. По Канту практический разум ставит перед рассудком проблемы которые надо решить. Иногда рассудок просто не в состоянии решать некоторые проблемы, которые ставит практический разум. У Канта одной из таких проблем стала проблема ноуменов и феноменов – именно в этом соотношении сложилась тематика по которой Кант известен многим – вещь в себе.
Ноумен – объект, который человек хочет понять. Этому ноумену в духовном горизонте должен соответствовать феномен. Если он есть, то человек хоть что-то может сказать про объект, иначе – нет.
Идеи о феноменах и ноуменах перешли с феноменологией Гусерля. По нему – феномен составляем основу духовного горизонта. А феномены в каждом духовном горизонте формируются жизненным опытом.
Проблема феноменов в духовном горизонте людей, а так же их содержание является одной из наиболее актуальных в современной философии - антропологии.
По Канту в духовном горизонте человека лишь некоторые участки освещены "постоянным светом разума".
Это та же проблематика, которую в свое время поставил Фрейд и неофрейдисты, говоря о сознании, бессознательности и подсознании.
Из сказанного следует, что Кант, более чем за 100 лет, стал обсуждать проблемы современной философской антропологии. Такие как структура духовного горизонта в виде феноменов и содержания этих феноменов; единство в духовном горизонте разума и других составляющих в виде бессознательного и подсознания.
Кант считал, что в ходе познания человек может понять объект только на уровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующий феномен.
Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления, поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность. Но Кант при этом считал, что некоторые люди могут понять сущности, но делают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальной интуиции.
Выше уже неоднократно указывалось, что основа интуиции – ситуативное мышление, глубина памяти и личный жизненный опыт.
Названные компоненты являются важными элементами бытия человека. Кант считал, что сущность и явление – плохо связанные вещи. На самом деле явление – верхняя часть сущности и человек, глядя на вещь, сразу видит сущность, но только ее верхнюю часть.
В первой половине творчества Кант был материалистом. В 1755 г. Кант написал работу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности. После того как Кант сформулировал проблемы познания и попытался увидеть их основания в соотношении реального мира и духовного мира людей Кант увидел много вопросов, на которые он не смог найти ответа. Развитие научного знания очень часто приводит подобным проблемам.
Религиозная философия фактически исходит из следующих позиций: мир устроен гармонично, основа этой гармонии – разум бога. С этих позиций (всеобщей гармонии) можно найти ответы на многие вопросы. Выход бывшего материалиста за пределы научной системы того времени по всеобщей гармонии религиозной философии фактически явился прообразом философствования Гегеля. Он сразу же стал строить свою философию на всеобщей гармонии мирового разума. Кант блестяще опроверг доказательства существования бога, выдвинутые Ф. Аквинским, эти доказательства фактически повторил Лейбниц.
Очень интересная позиция Канта о проблеме пространства и времени. Кант считал, что люди с самого начала раскладывают все по пространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время являются априорными формами чувственного познания. Это на самом деле серьезная проблема соотношения объективного пространства и времени и их отражения в духовном горизонте людей и различных теориях. В критике способности суждения Кант говорит об эстетике ее основания. По Канту получается, что человек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Кант фактически определил проблему, как человек в ходе своей жизни должен найти гармонию между этими двумя мирами. Эта проблема и сейчас очень актуальна.
Гармония внешнего мира находит либо правильное, либо неправильное отражение духовного горизонта.
Эстетика – это отражение духовного мира, духовного горизонта. Одной из существенных проблем является этика. Кант заметил, что крупные хищники, имеющие орудия убийства не могут убить себе подобного3. Сейчас это рассматривают как запрет у крупных хищников. Но человек создал орудие убийства (оружие), следовательно, он не имеет генетических запретов на убийство себе подобного. Но с точки зрения Канта Бог эту проблему предвидел и дал человеку этику. Руководит, с точки зрения Канта, этикой категорический императив: "Поступай с людьми так, что бы максима твоей воли могла выступить в качестве всеобщего закона" (или поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой). Когда Кант говорит о воле и ее максиме он фактически говорит о состояниях духовного горизонта как целостной системе, а это современное понимание воли как таковой. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представитель классической философии. В рамкахклассицизма, особенно в новое время фактически поставлены все проблемы современной неклассической и постнеклассической философии, но есть отличия в обсуждении этих проблем. Обсуждение очень многих проблем в рамках классицизма имеет синкретический вид (синкретизм – нерасчлененность проблемы). Синкретизм – это не совсем четкая постановка проблемы, ядро которой многие люди того времени не видели или не понимали и только на уровне современной философии удается четко сформулировать обсуждаемую в рамках классицизма проблему. Это герменевтические возможности современного философствования.
Иосиф Готлиб Фихте.
Фихте – избираемый ректор Берлинского университета, не дожив до 50 лет, погиб в партизанском отряде. Основатель активного подхода к проблемам познания. Человек познает мир в ходе активной деятельности. Основные категории философствования Фихте – это:
"Я" – так он обозначил действительность человека с его духовным горизонтом.
"Не Я" – мир окружающий человека.
По Фихте, человек в ходе активной деятельности пытается понять все больше в окружающем мире и конечная цель – разумом охватить весь мир (). В последствии такая активная позиция фактически получила развитие в неклассицизме.
Шеллинг.
Шеллинг учился вместе с Гегелем в духовной семинарии. Шеллинг на несколько лет моложе Гегеля. Основные идеи, на которых была построена философия Гегеля, впервые были высказаны Шеллингом. Шеллинг, например, выдвинул идею творчества бытия и сознания. Но Шеллинг говорил, что сознание до такого уровня тождества может и не дотянуться. У Гегеля это выступает в качестве абсолютного духа. Шеллинг особый акцент сделал на интеллект интуиции в ходе познания.
Он поставил проблему интеллектуальной интуиции сознания тождественно бытию.
Шеллинг указал на то, что сознание, тождественное бытию, отражает гармонию бытия и важно знать эту гармонию. Шеллинг написал работу "Натурфилософия" где много удачных моментов по поводу диалектики природы. В творчестве Гегеля это отразилось в следующем: сознание, тождественное бытию – абсолютный дух. Натурфилософия у Шеллинга – это инобытие у Гегеля. Современная научная и философская концепция глобального коэволюционирования (совместного эволюционирования всех подсистем мира в ранних эволюциях систем мира). Современная идея фактически отражена в натурфилософии Шеллинга.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
“Гегеля сначала берут, читают, выкидывают, потом опять берут”. С точки зрения Гегеля сначала существует только абсолютный дух, больше ничего. И дух собрался познать самого себя, для этого дух должен был посмотреть на себя со стороны: Гегель: “Люди смотрят друг на друга как в зеркало”, для этого дух превратился в инобытие (иное бытие). Дух превратился в бесконечность, пронизанный всеобщей материальной связью, развивающейся по диалектическим законам бытия. В ходе развития дух превратился. Постигает совершенства в человеке, в человеческом индивидуальном, и с помощью человеческого сознания дух рассматривает самого себя с позиции объективного идеализма Гегеля. По Гегелю получается, что нет предела силе человеческого разума, именно поэтому Гегель буквально издевался над агностицизмом Канта.
Диалектика природы
Гегель в книге “Наука логики” – указал, на то, что абсолютный дух далеко не бесструктурное образование, структурой духа является диалектика с ее принципами, законами и категориями.
По мощи интеллектуальной работы Гегель вполне может быть назван Аристотелем нового времен.
Книга 2: “Феноменология духа” (диалектика духа)
Книга 3: “Философия истории” (диалектика развития общества)
Книга 4: “История философии” (диалектика человеческого сознания)
У Гегеля получается, что абсолютный дух мира люди пытаются охватить диалектикой собственное сознание. Помимо этих основных работ Гегель написал множество других книг “философия права”
Со времен Гегеля основной облик теоретической диалектики практически не менялся вплоть до конца 70 г. XX в. (почти 2 века).
Юзвишин (?) “Информациология”, теория информации, попытка поменять облик диалектики.
Основные идеи теоретической диалектики Гегеля.
В теории диалектики принципы, законы и категории выполняют свою функцию.
Фон картины задают принципы, они создают общий фон картины диалектики. Так же, как принципы поведения человека формируется всей его жизнью, так и принципы философии формируются всей историей его развития. Принципы формулируются человеком, а формируются всей историей развития философии.
Основные принципы диалектики:
принцип всеобщей универсальной связи и самодвижения материи
принцип системности (все объекты, явления, процессы системно организованы)
принцип не изолированности (есть связь, значит не изолирован.)
принцип противоречивости
принцип развития
принцип отражения
В настоящий момент можно добавить:
принцип само регуляции
принцип самоорганизации
Законы диалектики.
Наука не может исследовать сразу весь мир. Она его может обозначить, свое знание о нем в виде принципов. Например: принцип системности сразу предполагает методологию научного исследования. Система имеет узлы целостности А, В, С. Эта же система имеет соответствующие параметры целостности. Задача науки найти узлы целостности исследуемого феномена и определить параметры целостности.
В зависимости от поставленных целей узлы могут быть разрушены или защищены.
Параметры целостности означают следующее; если внешнее воздействие меньше параметров целостности, то система разрушается.
У каждой системы есть соотв. след. законы:
закон структуры (построения)
закон функционирования (соответствующий функции возможностей и взаимоотношений между людьми)
закон развития
закон самоорганизации
закон само регуляции
Наука может исследовать только какие-то конкретные системы. Знак ДАО:
Законы диалектики рассматривают основание самодвижения объекта. Из современного научного знания следует, что диалектические противоречия - это механизм в котором существует любое взаимодействие. В любой системе есть множество взаимодействий - случайных, внутренних, внешних, возможных, действительных и в них есть противоречия. Но в них есть основное противоречие, т.е. основное взаимодействие системы и значит ДАО очень удачно это отражает. Согласно Даосизму змейка это символ вихря или основа самоорганизации. И это отражается законом единства и борьбы противоположностей.
Данный закон у Гегеля отражается следующими категориями:
тождество
различие
противоположность
противоречие
У противоречия есть разные этапы, особенно важным является этап разрешения противоречия. При разрешении противоречия меняется вся система. Она приобретает другой облик. Но в законе единства и борьбы противоположностей не указан механизм разрешения противоречий. Гегель показал. Что механизм в котором происходит разрешение противоречий смена одной другой отражаются законом взаимного перехода качественного и количественного изменения.
Основные категории этого закона.
Гегель определил качество и количество через категории определенность и неопределенность. Определенность это выделенность или вычлененность из данного объекта или окружения.
Если такая выделенность из окружения есть, то система является самостоятельным объектом. По Гегелю качество - это внутренняя определенность. Если системы не изолированы, то их внутренние и внешние неопределенности безусловно связаны. Единство качества и количества - это мера.
У Аристотеля: нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (шутку в хамство, помощь в издевку, любовь в ненависть). Переход через меру – переход системы от одного вида к другому или разрушение противоречия.
Гегель: “Количественное изменение, доходя до грани, скачком изменяет качество, то есть, закон данный – это закон каким образом разрешаются противоречия”.
Гегель: развитие – узловая линия мер. Кажется, что названных двух законов достаточно для описания развития.
Из названных двух законов видно как меняются качества и как связаны два ближайших. То есть Гегель указал, на то, что нужно отразить связь всех узлов линии развития (закон отрицания отрицания) смена качества – 1-е отрицание, вторая смена качества – 2-е отрицание. Связь 1 и 3 – отрицание отрицания. Этот закон активно критиковался философской литературой. Это, мол, не всеобщий закон. Шептулин А.П. “Диалектический материализм” Действительно с данным законом есть определенные проблемы. Можно указать множество ветвей развития, где нет второго отрицания (2 смены качества). Под закон отрицания отрицания не укладываются тупиковые ветви развития.
Смена качества иногда происходит не в ходе саморазвития, а в ходе развития окружающей обстановки, в данном случае закон отрицания-отрицания не срабатывает, но это не означает, что этот закон не всеобщий.
Наиболее общие законы диалектики характеризуют саморазвитие объекта. На саморазвитие оказывает окружение.
Влияние на развитие данного объекта внешнего окружения в диалектике исследуется с помощью категорий.
Основные категории детерминизма:
Причина – следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явление, единичное, особенное, общее, определенность,.неопределенность – категории диалектики.
Основная критика в адрес Гегеля – критика панлогизма. На самом деле не следует путать панлогизм Гегеля как одну из форм знания с действительным панлогизмом мира. Задача науки состоит в том, чтобы увидеть в этом панлогизме то, чего не видел Гегель. Указывая на эту сторону, Пригожин подчеркнул, что ближе всего к современной науке стоит диалектика Гегеля и ему просто не повезло, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть его версии.
!!! 13.02.2001
20.02.2001
Помимо наиболее общих в диалектике есть общие законы. У диалектики сейчас появляются новые категории. Некоторые категории изначально сложились в лоне философии в античности, затем они приобрели статус общенаучных понятий, затем в новейшее время после середины 19 в. были развернуты целые теории, в центре которых находились разные категории (вероятность). Аристотель: “вероятность – мера действительности в возможном”, в теории вероятности “Вероятность – мера действительного в случайном”. В виду сказанного она долго рассматривалась как общенаучное понятие.
Понятие система и принцип системности сложились как общенаучное понятие. Есть понятие информация, саморегуляция, самоорганизация. Но Готт, Тюхтин, Чудинов: есть критерии общенаучного понятия.
Ряд ученых (Готт В.С., Тюхтин, Чудинов) считают, что критерии различия философских категорий и общенаучных понятий, лежит в той сфере, который прямо относится к философии мировоззрения. Если при обсуждении этого вопроса нельзя обходиться без данных понятий, то это уже философские категории.
В рамках классицизма основной вопрос мировоззрения рассматривается в плоскости первичности и вторичности. Даже в рамках классики очевидно, что данный вопрос нельзя ставить неконкретно (истина всегда конкретна). Неконкретность постановки у этого вопроса превращается в его философский. В рамках неклассицизма: неклассицизм не меняет этого вопроса, но он ведет обсуждение структуры духовного горизонта через людей, их поведение и корректировка этого поведения с духовным горизонтом и окружающей обстановке этого человека.
В обсуждении структуры духа начинают активно участвовать все системы (теории систем, информации и т.д.). Но уже на уровне обсуждения проблем искусственного интеллекта в кибернетику стали входить практически все проблемы теории познания. В рамках кибернетической тематики искусственного интеллекта. Особенно ярко значение бывших общенаучных понятий стало проявляться в синергетике. Например, в роли серьезной научной проблемы стал аналог самоорганизации в рамках искусственного интеллекта. Происходит становление синергетики в лоне понятий общенаучных категорий. Таким образом., у диалектики появились новые законы с научным аппаратом их развертывания.
В современной постмодернистской философии, философия фактически вооружена всем слоем общенаучного знания, так как этот слой раскрывает не только событийный, но и социально-комический уровень рассмотрения проблем.
Это проявляется в том, что у многих традиционных философских категорий появляется не только событийная трактовка, но и социально-номическая. Уже появились работы: например “Новый взгляд на социальную проблему” Князева “О процессуально комическом понимании причинности”. В современной философии такая философия получила название постмодернистской.
Постмодернизм:
Если наука не уходит от исследования детерминизма, то некоторые представители постмодернизма в философии считают исследование детерминизма неразрешимой задачей.
Постмодернистские идеи носят отголосок в научной идее “Поток сингулярности”, “Поток напряжение”, “Поток Воли”, “Поток желаний”. Все построено на связи с наукой, хотя и не отворачиваться от других видов знаний.
Людвиг Фейербах – непосредственный ученик Гегеля. Абсолютный дух превращается в общественный разум и с помощью его стал рассматривать самого себя. Фейербах пришел к выводу что абсолютный дух некое лишнее звено в философии Гегеля. В современной литературе основным недостатком гегелевской философии является панлогизм, но если мир пронизан всеобщей универсальной связью, а на признании этого построена вся наука, то панлогизм существует, но нужно не столько отказываться от панлогизма, сколько найти научное обоснование существования бога. “Сущность христианства”. Философия Фейербаха считается антропологическим антропологизмом. Фейербах правильно считал, что легко живущий человек не тянется ни к религии, ни к философии. То есть человек не в силах решить свои земные проблемы заочно и пытается решить проблемы хотя бы в виде действия бога. По Фейербаху человек в виде бога видит самого себя. Фейербах достаточно точно назвал проблемы, которые человек не может решить на земле.
Эксплуатация людей людьми
Свинство богатых перед бедными
Различные межнациональные проблемы, приводящие к войнам.
Назвав точно проблемы общества, Фейербах практически назвал проблемы общества, но не мог их решить. На основе рассуждений Фейербаха молодой студент Маркс написал тезисы о Фейербахе, фактически составив программу своей деятельности, но потерял. Их нашел Энгельс после смерти Маркса.
- Философия. Конспект лекций. Лектор а.Ф.Степанищев, бгту
- Античная философия, основные этапы и представители.
- Философия средневековья
- Философия Возрождения
- Философия нового времени.
- Классическая немецкая философия.
- Русская философия XIX-XX в.В.
- Русская религиозная философия.
- Развитие философии в советский период.
- Современная западная философия.
- Логический и семантический позитивизм.
- Прагматизм.
- Вопрос 71.
- Вопрос 72
- Вопрос 77
- Вопрос 79