logo search
Актуальная философская проблематика общества знания

1. Понятие общества знания и его место в контексте философских проблем

На смену обществу, основанному на капитале, земле и труде, приходит общество знания, которое уже начинает влиять на создание новых организаций, на ведение бизнеса, работу людей, на роль образования в обществе. Важнейшим компонентом «общества знания» является человек как «человеческий капитал» (П. Друкер). Очевидно, человечество переходит к какой-то новой стадии своего развития.

Общество знания (близкие понятия: «когнитивный капитализм», «информационное общество») есть результат развития научно-технического прогресса, в котором преобладающей формой накопления становится накопление на основе эксплуатации и присвоения знаний. Отношения между наукой, техникой и экономикой приобретают системный характер. Но это нечто большее, чем новый способ производства - это новая цивилизация, т.к. преобразуется весь жизненный контекст.

Одной из целей и проблем формирующейся глобальной цивилизации, является создание техносферы, гармоничной по отношению к человеку, обществу и природе. Важнейшее средство достижения этой цели - наука. Однако понятно, что необходимо сотрудничество на основе определенного консенсуса, в т.ч. и ценностного, всех стран и народов на глобальном уровне.

Создание техносферы, - а это объективно идущий процесс, связанный с трудовым способом существования человека как особого вида живых и социальных существ, - требует теоретического обоснования, формулировки, защиты и распространения определенной системы ценностей.

Философия выработала свой аксиологический потенциал. Она выражает отношение человека к миру, рационально-теоретически осмысливает и формулирует ценностные принципы человеческого существования, его мировоззрение, представляющее мир в единстве всех его сторон.

В глобализирующемся мире очевидными стали противоречия между производителями и потребителями, внутри разных групп производителей, между странами и народами, обществом и природой и многие другие. Философия осмысляет эти противоречия, анализирует, деконстру- ирует их, но одновременно реализует традиционную свою цель - ищет устойчивые основания развития в новых условиях, обращает внимание на ценности, способствующие мировоззренческой интеграции человеческого знания, актуализирует нравственно-гуманистическую проблематику. Философия обращается к ценностям «практического разума» - свободе, ответственности, совести, долга и другим.

В переломные периоды, подобные современному, формируются новые ценностнонравственные установки по отношению к природе. В частности, в настоящее время это происходит в форме развития такого направления как универсальный гуманизм и др.

В системе «природа-человек-техника» большую роль играет решение проблемы ответственности. Технология в широком смысле - это манипулирование природой в материальных целях. Но развитие техники, игнорирующей потребности природы и общества, является удовлетворением только технических потребностей, что ведет к превращению техники из средства в самоцель. Такое развитие техники не облегчает жизнь, а усложняет ее.

Человек - существо деятельностное и именно деятельностный компонент доминирует над осмыслением и оценкой сделанного. Роль философии - оценка тенденций технического развития с социальной, экологической и других точек зрения. Очевидно, нужна такая научная дисциплина как инженерная или техноэтика, которая бы развивалась в рамках философии техники.

Большая часть знаний, имеющих практическую значимость, затрагивает людей и социальные феномены. Грандиозная скорость развития информационных технологий - это один из важнейших вызовов глобализации. Он ставит перед странами вопрос о роли и месте науки и образования. Базовые принципы общества знания - «образование на всю жизнь» и «образование для всех».

Знание разрозненно и рассеяно в обществе и, для эффективного использования, необходима его передача в процессе обучения. Важно формировать в обществе ценность знания как такового, а не только утилитарное отношение к нему.

Развитие информационных технологий, Интернета имеет свои издержки и должно сопровождаться формирование умения критически оценивать информацию, владеть ею. Знания - осмысленная информация, соотнесенная с внутренней картиной мира субъекта.

Доступность средств поиска и обработки информации увлекает и возникает иллюзия легкости создания, продуцирования самой информации и, более того, - знаний. А в итоге, все сводится к клонированию информации, коллекционированию несущественных фактов и даже их искажению.

Осмысление данной ситуации привело к формулированию такого понятия как информационная культура, т.е. культура личности, включающая и технический и гуманитарный аспекты. Составным моментом информационной культуры является информационная грамотность, опирающаяся на компьютерную грамотность.

Традиционные цели и ценности образования нельзя считать устаревшими. Обучение умению учиться, формировать собственное мнение ир самооценку как никогда актуально, ибо надо уметь не только искать, но и оценивать, использовать информацию и создавать на ее основе новое знание. То есть в новых условиях мы сталкиваемся со старой проблемой развития мышления, творческого мышления современного человека.

Роль философии, как ценностно-осмысляющего способа освоения реальности, актуализируется в кризисных, переломных ситуациях, когда требуется новое понимание мира и места человека в нем. Сегодня определяющим в развитии общества является научное знание в единстве с техническими устройствами. Возникают конвергирующие технологии: био-, нано-, информационные и когнитивные (BNIC). Они ставят под сомнение многие традиционные ценности, что можно интерпретировать как вызовы человеку и обществу.

Сторонники таких движений как «трансгуманизм», «иммортализм» ставят цели, с помощью генной инженерии, информационных и других технологий изменить самого человека, влияя на его тело и психику. Так, Министерство обороны США финансирует исследования по созданию «идеального солдата» как некоего «постчеловека» или «сверхчеловека».

Компьютерные игры, возможность создавать виртуальное «Я», попытки создать компьютер, способный скопировать полностью сознание человека и тому подобное - все это требует философского осмысления. Если человек перестанет быть традиционным человеком, преодолеет природные ограничения, то как следует понимать самого человека, смысл гуманизма? Становится ли человек свободнее, снимают ли новые формы производства, основанные на знаниях, эксплуатацию человека и его отчуждение, чем чревато превращение человека в «человеческий капитал» для самого человека, как изменятся общество и культура, когда знание и образование превратятся исключительно в товар? Как реализовать сформулированные директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуура четыре принципа, лежащие в основе деятельности ЮНЕСКО и важные в построении общества знания: свобода слова, равный доступ к образованию, всеобщий и универсальный доступ к информации, включая широкое общественное использование информации, сохранение и развитие культурного разнообразия, включая языковое разнообразие?

Эти и многие другие проблемы говорят о том, что перед философией стоит множество задач и роль ее не только не исчерпана, но в ближайшее время станет еще актуальнее.