Специфика философских проблем и структура философского знания
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?
Во-первых, это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна, отражает мышление Автора.
Во-вторых, основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма рационально-теоретического знания. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие.
В этом - третья особенность философии. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире.
Таким образом, философия – это форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.
В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, фил.антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В него входят такие вопросы как - что есть Универсум, в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности, на каких структурных принципах основано мироздание, что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется, каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.
Гносеология – это философская теория познания, исследующая проблему познаваемости мира, структуру и закономерности познавательного процесса, многообразие форм познавательных отношений (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статус и перспективы науки в современном мире, понимание истины, правды, лжи, их критериев.
Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразие его бытия в культуре, соотношение биологического и социального, понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности, значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.
Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества.
- Специфика философских проблем и структура философского знания
- Философия и культура
- Философия древнего китая
- Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
- Взаимосвязь философии и науки в эпоху нового времени. Эмпиризм и рационализм
- Социально-политические идеи эпохи просвещения
- Философия марксизма
- Философия XX века и ее направления
- Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси
- Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
- Виды и формы бытия
- Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:
- Основные атрибуты реального мира: движение, пространство, время
- Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики
- Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
- Природа и сущность человека
- Сознание и бессознательное
- Мышление и язык
- Различают два вида языка: естественный и искусственный
- Проблема познаваемости мира
- Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
- Специфика исторического процесса. Закономерное, случайное и стихийное в общественном развитии
- Общество как развивающаяся система. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
- Общественное сознание и его структура
- Человек и общество. Концепция правового государства
- Роль культуры в человеческой истории. Значение культуры в современном мире
- Глобальные проблемы современности