logo
курс лекций по философии новый

Специфика философской проблематики

На протяжении более двух с половиной тысяч лет существования философии определился относительно четкий круг проблем, которыми она традиционно за­нимается и которые можно было бы назвать типично философскими. Проблемы, которые рассматривает философия, отличаются большим своеобразием. Кратко, это своеобразие заключается в том, что любая философская проблема, любой вопрос, который рассматривает философия, носит всеобщий характер. Это значит, что рассматриваемая философская проблема, так или иначе, имеет непосредственное отношение ко всем сферам реальной действительности, материальной или духовной.

На часть философских вопросов дается краткий ответ и в настоящем пособии. Если мы посмотрим на них с точки зрения их общности (всеобщности), то увидим, что все они различаются по степени этой общности. Есть среди них такие вопросы, которые предельно всеобщи. Это, прежде всего, вопрос об отношении материального и духовного, физического и идеального бытия. Этот вопрос часто именуют, и, на наш взгляд, вполне справедливо, основным вопросом философии. Обычная, традиционная его постановка звучит так: что является первичным основанием мироздания, материальное или духовное. Разные философы отвечают на него неодинаково. Одни (материалисты) полагают, что в основание мира лежит материальное начало, другие (идеалисты), что идеальное. Другой стороной этого же вопроса является проблема познаваемости материального и идеального.

Конечно, не все философские понятия столь широки по объему. Например, категории содержание и форма, рассматриваемые в теории диалектики, затрагивают не всю реальную действительность, но лишь один из ее фрагментов. Однако и в этом случае проблема соотношения содержания и формы имеет всеобщий характер и может (и должна) рассматриваться применительно ко всем предметам внешнего мира и самого человека. Действительно, в мире нет ни одного явления или процесса, будь они материальными или идеальными, которые бы не имели своего содержания и формы.

Отметим еще одну весьма существенную особенность философской проблематики. Все философские проблемы, даже самые абстрактные и, казалось бы, далекие от человека, в конечном счете, касаются его самого и непосредственным образом связаны с его деятельностью. Один русский философ выразил эту мысль применительно к философским понятиям таким образом: все философские понятия и категории биполярны: на одном полюсе, к примеру, бесконечность, а на другом обязательно предполагается человек. Есть немало и других специфических черт у философских проблем. О некоторых из них вы узнаете из других тем лекционного курса.

Как сказано выше, одной из самых фундаментальных является проблема соотношения двух противоположных сторон действительности — материи и сознания или физической и духовной реальности.

Вопрос о том, что является первичным, а что вторичным: материя или сознание, остается злободневным, пока не будут найдены решающие и окончательные аргументы в пользу той или иной точки зрения. До тех пор будут существовать и материалисты, и идеалисты. Попытки ее решения командно-административным путем в пользу материализма, а не в открытой и равной научной борьбе сторонников материализма и идеализма не только не способствовали защите материализма, но и дискредитировали их. Выбор в пользу того или иного «лагеря» зависит не только и даже не столько от классовой принадлежности философа. Он определяется множеством других факторов: уровнем развития науки, господствующими в данное время мировоззренческими установками в обществе, общественным мнением, индивидуальными особенностями человека, его воспитанием, образованием, психологией, жизненными и мировоззренческими установками, религиозной, национальной принадлежностью и т.д.

Другая группа «чисто» философских вопросов, также вытекающих из проблемы отношения мышления к бытию, духа к материи, связана с познавательной деятельностью человека. Что такое познание, что такое истина и каковы критерии ее проверки, какую роль играют чувства и разум в познании, достоверны ли наши знания и вообще в состоянии ли мы познать окружающий нас мир, да и самих себя, какими методами, приемами и способами происходит процесс познания, есть ли у философии собственный метод исследования, свой путь решения философских проблем — вот далеко не полный перечень вопросов, относящихся к сфере познания. Обе эти группы вопросов, имея глобальный характер, своеобразно преломляются в различных системах реальной действительности и, прежде всего, в общественной жизни. Можно ли говорить о материальном начале в обществе и, если да, то в чем оно состоит, как соотносится с так называемым общественным сознанием, в чем специфика социального пространства и социального времени. Как возникает, развивается общество, и какое будущее его ожидает, в чем особенности познания общественных явлений и самопознания человека — эти и другие не менее трудные и волнующие каждого из нас вопросы призвана рассматривать философия, в частности, так называемая социальная философия.