3. Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии.
Таким образом, предметом философии выступают фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии.
Еще в древности складываются первые версии проблемного поля философии, в котором вычленяются проблемы сущности явлений и единства и первоосновы мира.
Существенное дополнение в понимание целей и задач философии внес великий философ античности Сократ. Главная задача философии, по Сократу, состоит в познании человека.
Первые философские учения были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания. Поэтому первые философские концепции формулировались как учения о природе или натурфилософия (лат. natura – природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности. Натурфилософия трансформируется в онтологию (греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.
Философское познание космоса актуализировало проблемы возможностей и границ человеческого познания. Формируется новая область философии, в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики (греч. logicos – построенный на рассуждении) и эпистемологии (греч. episteme – знание, logos – учение). Логика стала трактоваться как наука о формах и законах правильного мышления. Эпистемология – как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания.
Обращение философии к исследованию природы и сущности человека привело к возникновению антропологии (греч. anthropos – человек, logos – учение) – учения о человеке и формированию таких философских дисциплин, как этика, эстетика, политика и др.
Классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания.
Современная философия отказывается от такой претензии и переносит акцент на развитие отдельных философских дисциплин (социальной философии, философии науки, философии культуры). В ней нет жестких границ между философскими дисциплинами, каждая из них вносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии.
Вместе с тем, философская проблематика всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно они составляют предмет философии.
Одной из возможных версий интерпретации структуры философии является классификация, в рамках которой выделяются следующие разделы или философские дисциплины: теоретическая философия (логика, онтология, аксиология, гносеология и эпистемология, философия науки); практическая философия (социальная философия, философия культуры, философия права, философская антропология, философия техники).
Во второй половине ХХ в. глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Идет поиск новых путей развития, новых ценностей и мировоззренческих ориентиров в различных областях культуры.
Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.
Философия формирует общенаучную картину мира (кумулятивная функция).
Философия разрабатывает систему принципов и норм научно-познавательной деятельности (регулятивно-эвристическая функция).
Философия разрабатывает категориально-понятийный аппарат научного мышления (логическая функция).
Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. В рамках философии также разрабатываются программы социальных изменений и трансформаций.
Данная функция философии особенно актуальна на переломных этапах общественного развития и реализуется в следующих направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, философия вырабатывает и рационально обосновывает новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе отношения, виды и способы деятельности.
Социально-критическая функция философии связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, проигрываются различные модели будущего.
- 1. Мировоззрение его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.
- 2. Специфика философского мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
- 3. Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии.
- 4. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.
- 5. Философские учения Древнего Китая.
- 6. Древнегреческая философия: специфика и этапы развития.
- 7. Натурфилософские ориентации досократической философии.
- 8. Древнегреческая философия классического этапа.
- 9. Философия эпохи эллинизма.
- 10. Философия Древнего Рима.
- 11. Статус и основные проблемы философии Средневековья.
- 12. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.
- В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
- Понятие движения. Основные формы движения и их взаимосвязь.
- Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
- Закон отрицания отрицания.
- Деятельность как способ существования человека. Специфика, структура и основные виды деятельности.