logo search
Донн (крит

1999. С. 405-406.}, почти никто из исследователей поэзии Донна к этому

замечанию не прислушался.

Понимание этого текста требует определенного комментария.

Одним из топосов алхимии, как мы уже сказали, является представление об

"алхимическом браке", когда из соединения "Короля" и "Королевы" рождается

алхимический Андрогин. Процесс соединения описывается как "слияние"

новобрачных, ведущее к их "растворению" в друг друге. Отталкиваясь именно от

этих образов и от глагола "to melt" - "сливаться", "расплавляться", за

которым следует напоминание о золоте, Джон Фрессеро в своей работе

"Донновское "Прощание, запрещающее грусть"" интерпретирует интересующее нас

стихотворение как текст, восходящий к алхимии {Freccero John. Donne's

"Valediction, forbidding mourning" / Essential Articles to the Study of John

Donne's Poetry. Ed by J.R. Roberts. Hamden, 1975. P. 279-304. См. особо: С.

298-303.}. Нам бы хотелось подкрепить его интерпретацию рядом других

соображений.

В алхимической символике золото и Солнце изображались одним знаком:

кругом с точкой в центре (знак этот и сегодня принят астрономами для

Солнца). Выбор знака предопределило не в последнюю очередь то, что круг

мыслился как совершенная фигура. Естественно, что неподверженное ржавчине и

тлению золото, получаемое при помощи Камня, наделенного божественными

атрибутами, символизировалось совершеннейшей из форм. Круг также

символизировал оба Космоса: и Макрокосм Мироздания, и Микрокосм человека.

Именно таков смысл знаменитого рисунка Леонардо, изображающего человека,

вписанного в круг {В этом отношении особенно показателен трактат. Fludd,

Robert. Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphisica. Oppenheim,