Теория познания и логика
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается сощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.
Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики.
Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.
Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательствецентральной частью его логического учения.
Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.
Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы бытьпредикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.
Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.
Он сформулировал логические законы:
закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
- 1) Мировоззрение, его структура и функции.
- 2) Мифология как тип мировоззрения.
- 3)Религия как тип мировоззрения.
- 4) Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.
- 5) Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.
- 6) Сократ, его роль в античной философии
- 7) Философия Платона.
- 2 Стабильные формы госуд: аристократия и монархия.
- 8) Философия Аристотеля.
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- Учение о государстве
- 9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
- 10) Средневековая философия: возникновение, характерные черты.
- 11) Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до ф. Аквинского).
- 13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
- 14) Философия т. Гоббса.
- 15) Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.
- 16) Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 17) Философский скептицизм д. Юма
- 18) Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.
- 19) Философия Просвещения о человеке и обществе.
- 20) Философия Канта.
- 21) Философия Гегеля. В тетради
- 23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
- 25) Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).
- 27) Философия жизни (ф. Ницше).
- 28) Феноменология э. Гуссерля.
- 29) Основные положения и течения философии экзистенциализма в хх веке.
- 30) Философия психоанализа.
- 31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
- 32) Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.
- 33) Категории материи, движения, пространства и времени.
- 34)Идея развития. Диалектика. В тетради
- 35) Познание как деятельность. В тетради
- 36) Проблема истины в философии.
- 37) Наука как деятельность, знания и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.
- 38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
- 39) Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.
- 40) Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества
- 41) Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.
- 42) Культура как общественное явление.
- 43) Проблема периодизации общественного процесса
- 44) Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.
- 46) Философия о природе человека: различные подходы.
- 47) Проблема социального и биологического.
- 48) Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности
- 49) Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия
- 50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность