logo
filosofia (1)

13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.

Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.

Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.

Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона, и какие бы философские вопросы он ни затрагивал, подлинной наукой для него оставались изучение природы, естественная философия. К философии Бэкон относит и учение о человеке. Здесь также разделение областей: человек как индивид и объект антропологии, как гражданин – объект гражданской философии.  Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека.  Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая – боговдохновенная (объект богооткровеннного знания), вторая - подобная душе животных (она – объект естественно-научного исследования): первая происходит от „ духа Божия “, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души. Все учение о боговдохновенной душе - о ее субстанции и природе, о том, врожденная ли она или привнесена извне, он оставляет компетенции религии.

Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Бэкон выделяет 3 возможных пути построения метода научного исследования. Каждый из них связывается им с поведением какого-то насекомого.

1. Путь муравья. Подобно тому как муравей всё встречающееся ему на пути, что бы это ни было, несёт к себе в муравейник, не задаваясь вопросом, нужно ли это ему; так и многие исследователи, отличаясь завидным трудолюбием и прилежанием, провели массу наблюдений и экспериментов, в результате которых они получили много сведений о мире. Но они не смогли их правильно понять и осмыслить. Такие учёные-муравьи «тонут» в накопившемся материале и не могут отделить главное от второстепенного, полезное от ненужного. Таким образом, Бэкон назвал путём муравья не оформленный теоретически, «плоский» эмпиризм, который в целом нельзя не признать малоэффективным научным методом. При таком подходе, в частности, очень трудно познать сущность вещей и причины явлений

2. Путь паука. Как известно, паук ткёт паутину, беря материал для её изготовления из самого себя. Подобно пауку, многие исследователи берут материал своих рассуждений из собственного сознания и принципиально не обращаются к изучению внешнего мира. Эти мыслители ткут паутину своих гипотез и теорий, мало связанную с положением вещей в окружающей действительности. Не трудно заметить, что под пауками Бэкон имеет в виду своих оппонентов – средневековых схоластов и философов-рационалистов, склонных к спекулятивному умозрению на основе данных человеку структур разума. Такой метод несовершенен, поскольку угрожает отрывом от реальности, что часто приводит к ложным выводам.

3. Путь пчелы. Именно путь пчелы Бэкон считает оптимальным вариантом научного метода. В отличие от паука, пчела открыта миру, что позволяет ей постоянно на опыте проверять истинность результатов своей деятельности. В отличие же от муравья, пчела, которая собирает пыльцу не с каждого цветка, умеет выделять в окружающей действительности главное и изучать именно его, не тратя время и силы на второстепенное. Затем пчела перерабатывает пыльцу в мёд, подобно этому и учёный должен добытые факты превратить в законы с помощью индуктивного метода. Путь пчелы – это метод теоретически оформленного, осмысленного эмпиризма, берущего всё положительное как от опыта, так и от разума. Только с помощью этого метода можно понять и осмыслить причины происходящих в мире явлений и сущность вещей.