28. «Мистическое богословие» Дионисия Ареопагита
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (ок. 500), христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостоломПавлом (Деян 17:34); по свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных.
Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате О божественных именах автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких, как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В трактате О таинственном богословии он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. В трактате О церковной иерархииописывается жизнь церкви: таинства крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа.
Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.
- 16. Учение Платона о бытии
- 17. Космология Платона
- 18.Метафизика Аристотеля
- 19. Эстетика Аристотеля
- 20. Философские идеи киников
- 21. Гносеология, онтология и этика Эпикура (?)
- 22. Гносеология, онтология и этика ранних стоиков
- 23. Этика поздних стоиков
- 24. Философская система Плотина.
- 26. Христианская апологетика и идеи ее главных представителей.
- 28. «Мистическое богословие» Дионисия Ареопагита
- 29 Философская психология Августина.
- 30. Спор средневековых философов об «универсалиях».
- 31. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.
- 33. Гуманизм и анропоцентризм в культуре и философии Возрождения.
- 34. Гуманистические идеи флорентийских платоников.