24. Философская система Плотина.
Философский язык Плотина формировался на основе текстов Платона и его ближайших учеников. Традиция использования платоновских образов не означает их простого внешнего принятия. Плотин был также связан интеллектуалистским контекстом своего времени. Философствование на рубеже «века Плотина» понимается как культ. Неоплатонизм является именно «философской религией». Плотин будет уверять, что именно философствование показывает нам лик истинной религиозности. Обратившись к Плотину, мы обнаруживаем горизонт мысли, близкий Александрийской концептуальной традиции. Экзегеза основателя неоплатонизма несет на себе более прямые следы влияния Филона Александрийского: учение Плотина формировалось под воздействием экс-христианина Аммония Саккаса, а также в полемике с платонизирующими эклектиками (Нумений, Кроний). «Триадизм» позднего эллинизма стал настолько распространенным ходом мысли, что скорее вызвало бы удивление его отсутствие в системе Плотина.
Психологическая концепция Плотина артикулирована в трактате «О бессмертии души» (Эннеады. IV. 7), где осуществлена попытка правильной (с позиций Плотина) интерпретации платоновского учения о душе.
Плотин начинает с постулирования классической концепции психофизического дуализма «душа-тело». Это общепринятое для античной философской мысли воспринимается неоплатонизмом как априорная истина, не требующая эмпирической доказательной базы или цепочки логических утверждений. Концепция души и тела рассматривается автором как нечто очевидное: «Человек – не простое существо, но в нем есть душа и есть также и тело, являющееся либо инструментом для нас, либо присоединено к ней другим способом» (Эннеады. IV. 7, 1). Плотин пытается исследовать каждую отдельную часть этой психосоматической двойственности человека. «Тело» является чем-то сложным, способным страдать и разрушаться. Его сложность заключена в том, что даже самое простое тело состоит из материи и формы: «если тело составляет часть нас, то мы полностью не бессмертны, если же оно инструмент, то оно дано нам по природе на время» (Эннеады. IV. 7, 1). Из этого Плотин делает вывод о различии эмпирического человека и его сущности (в терминологии Плотина - «собственно человек»). «Собственно человек – как форма по отношению к материи, или как тот, кто пользуется (орудием), по отношению к орудию» (Эннеады. IV. 7, 1). Сущностью человеческой является душа человека. Соответственно определение человека находится через определение души. Плотин резко критикует теории асубстанциональности души, постулировавшие отрицание сущностного характера души. Материалистичные трактовки души у стоиков и эпикурейцев, утверждавших особую телесность души, были совершенно неприемлемы для Плотина. Все простые тела – известные античности четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля), не обладают жизнью, а душа обладает. Сложное же тело состоит из простых, не имеющих жизни тел, поэтому сложное тело также не может само по себе обладать жизнью и быть душой. Простое тело производит простые действия, действия души разнообразны. Телесными характеристиками не объяснить эффект восприятия, памяти, ощущения боли, мышления, роста, союза души и тела. Фундаментом психологических доказательств Плотина служила та мысль, что всякое знание есть только воспоминание прежнего знания, которое приходит постепенно, мало-помалу. Он думал, что душа, как существующая от вечности, от вечности имеет знание; что она в жизни доземной находилась в общении с мировой душой и пользовалась небесным учением. «Так как наша душа мыслит об абсолютных сущностях (бывает ли это при помощи знаний, которые она находит в себе самой, или при помощи воспоминания), то явно, что она бессмертна. Будучи обладательницей вечных истин, она должна быть сама вечна» (Эннеады, VII, 12).
25. Особенности средневековой философии.
Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.
Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:
1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.
Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.
Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).
Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).
Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).
- 16. Учение Платона о бытии
- 17. Космология Платона
- 18.Метафизика Аристотеля
- 19. Эстетика Аристотеля
- 20. Философские идеи киников
- 21. Гносеология, онтология и этика Эпикура (?)
- 22. Гносеология, онтология и этика ранних стоиков
- 23. Этика поздних стоиков
- 24. Философская система Плотина.
- 26. Христианская апологетика и идеи ее главных представителей.
- 28. «Мистическое богословие» Дионисия Ареопагита
- 29 Философская психология Августина.
- 30. Спор средневековых философов об «универсалиях».
- 31. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.
- 33. Гуманизм и анропоцентризм в культуре и философии Возрождения.
- 34. Гуманистические идеи флорентийских платоников.