20. Специфика эмпирического и теоретического знания.
Эмпирическое и теоретическое познание
Философия науки
Критический рационализм Поппера
Концепция исследовательских программ Лакатоса
Инновации и преемственность в развитии науки
Теория познания Полани
Возникновение науки
Роль математики и естествознания
Эмпирическое и теоретическое познание
Структура эмпирического познания
Специфика и структура теоретического познания
Основания науки, идеалы и нормы научного исследования
Научная картина мира, ее связь с мировоззрением
Научные традиции и научные революции
Этапы научной рациональности
Особенности социо-гуманитарных наук
Этос науки
Возникновение науки из космогонии и теогонии
Наука и античная философия
Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Применяются и понятийные средства - эмпирический язык, в котором взаимодействуют эмпирические термины и термины теоретического языка. Смыслом эмпирических терминов являются абстракции, выделяющие набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих фиксированным и ограниченным набором признаков.
В теоретическом исследовании объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Напр. материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, идеализированная популяция.
Идеализированные объекты, в отличие от эмпирических, наделены признаками, которых нет ни у одного реального объекта.
Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Задачей теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрактных объектов позволяет решать эту задачу.
Эмпирический и теоретический типы познания различаются и по методам. На эмпирическом уровне применяются эксперимент и наблюдение. В теоретическом исследовании применяются: метод построения идеализированного объекта; мысленный эксперимент с ними; методы логического и исторического исследования и др.
Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они высвечиваются в явлениях. На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.
Эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона и фиксирует это в форме эмпирических зависимостей. Эмпирическая зависимость - результат индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон - всегда знание достоверное. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.
Структура эмпирического познания
Критический рационализм Поппера
Концепция исследовательских программ Лакатоса
Инновации и преемственность в развитии науки
Теория познания Полани
Возникновение науки
Роль математики и естествознания
Эмпирическое и теоретическое познание
Структура эмпирического познания
Специфика и структура теоретического познания
Основания науки, идеалы и нормы научного исследования
Научная картина мира, ее связь с мировоззрением
Научные традиции и научные революции
Этапы научной рациональности
Особенности социо-гуманитарных наук
Этос науки
Возникновение науки из космогонии и теогонии
Наука и античная философия
Структуру эмпирического уровня образуют два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты и познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных к эмпирическим фактам. (фиксируются в высказываниях типа: "более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды")
Конечная цель естественно-научного исследования состоит в том, чтобы найти законы, которые управляют природными процессами, и предсказать будущие возможные состояния этих процессов.
На теоретическом уровне законы отображаются "в чистом виде" через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом они изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах. В экспериментальном исследовании она выступает в форме специфических задач, которые сводятся к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого фрагмента природы при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. По отношению к такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения. Им является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте.
Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям предполагает элиминацию из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить два типа операций. Во-первых, рациональную обработку данных и поиск в них инвариантного содержания.
Но тогда возникает проблема: для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Безусловно, при установлении эмпирического факта использовались полученные ранее теоретические законы и положения. В формировании факта участвуют теоретические знания, которые были ранее проверены независимо. Что же касается новых фактов, то они могут служить основой для развития новых теоретических идей и представлений. В свою очередь новые теории, превратившиеся в достоверное знание, могут использоваться в процедурах интерпретации при эмпирическом исследовании других областей действительности и формировании новых фактов.
Таким образом, при исследовании структуры эмпирического познания выясняется, что не существует чистой научной эмпирии, не содержащей в себе примесей теоретического. Но это является не препятствием для формирования объективно истинного эмпирического знания, а условием такого формирования.
специфика и структура теоретического познания
Философия науки
Критический рационализм Поппера
Концепция исследовательских программ Лакатоса
Инновации и преемственность в развитии науки
Теория познания Полани
Возникновение науки
Роль математики и естествознания
Эмпирическое и теоретическое познание
Структура эмпирического познания
Специфика и структура теоретического познания
Основания науки, идеалы и нормы научного исследования
Научная картина мира, ее связь с мировоззрением
Научные традиции и научные революции
Этапы научной рациональности
Особенности социо-гуманитарных наук
Этос науки
Возникновение науки из космогонии и теогонии
Наука и античная философия
Здесь можно выделить два подуровня: частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений и развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории.
Примерами знаний первого подуровня могут служить законы, характеризующие отдельные виды движения: движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея). Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий.
В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.
Эти частные схемы подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Долгое время доминировало представление о теории как гипотетико-дедуктивной системе. Структура теории рассматривалась по аналогии со структурой формализованной математической теории и изображалась как иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов строго логически выводятся высказывания нижних ярусов вплоть до высказываний, непосредственно сравнимых с опытными фактами.
Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем.
Теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории. Вывод следствий из фундаментальных уравнений теории осуществляется не только за счет формальных операций над высказываниями, но и за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами, позволяющих редуцировать фундаментальную теоретическую схему к частным.
При выводе следствий из базисных уравнений теории исследователь осуществляет мысленные эксперименты с теоретическими схемами, используя конкретизирующие допущения и редуцируя фундаментальную схему соответствующей теории к той или иной частной теоретической схеме.
Специфика сложных форм теоретического знания состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории. Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую задачу.
Развертывание теории осуществляется в форме решения таких задач.
ПРОБЛЕМА — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема - процесс, включающий два основных момента — постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.
ГИПОТЕЗА — предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер.
ТЕОРИЯ — форма научного знания, дающая целостное отображение связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина.
- 3. Картины мира и основные взгляды на строение мироздания
- 4. Проблема человека в философии.
- 8. Философия древнего китая.
- 9. Философская система Платона
- 10.Средневековая философия и ее особенности.
- 2) Каппадокийский кружок
- 3)Латинская философия
- 4) Богословие отцов пустынников
- 5) Византийская философия
- Космология
- Мистика
- 11. Основные методы и структура научного познания
- 12. Наука как специфическая форма духовной деятельности.
- 14. Общество как предмет философского анализа.
- 15. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 17. Учение Платона об обществе и государстве.
- 19. Философия марксизма и ее основные идеи.
- 20. Специфика эмпирического и теоретического знания.
- 21. Проблема истины в философии.
- 22. Философия эпохи просвещения
- Рационализм эпохи просвещения
- Общественный и политико-правовой идеал просвещения
- Просветительская трактовка единой, разумной человеческой природы
- 23.Проблема смысла жизни в философии Проблема смысла жизни человека.
- 24.Практика
- Философия эпохи Возражения
- 26. Личность и общество
- 27.Проблемы культуры в философии.
- 28. Философская антропология л.Фейербаха
- 29. Ценности и их роль в жизни общества и индивида
- 30. Культура и цивилизация
- 31. Человек в системе социальных связей
- 32. Древнеиндийская философия
- 33.Причина и следствие
- 34. Философская антропология.
- 35. Пространство и время как философские категории. Пространство и время как философские категории.
- 36. Основные направления философии XX века.
- 37. Проблема взаимодействия общества и природы.
- 1. Естественнонаучное миропонимание
- 2. Строение вещества, энергия
- 3. Теория относительности
- 4. Учение о самоорганизации
- 5. Революция в естествознании
- 40.Философия экзистенциализма
- 41. Сознание, его происхождение и сущность
- 44. Иммануил Кант
- 45. Структура общественного сознания
- 46.Учение ф. Бекона и р.Декарта : общее и различное
- 47. Философские взгляды Аристотеля
- 48. Немецкая классическая философия
- 49.Понятие общества. Система социальных отношений
- 50. Сознание и бессознательное
- 51.Учение о бытие
- 52. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 54. Основные законы и категории диалектики
- 55. Основные категории философии
- 56. Особенности философии нового времени
- 58. Философские взгляды русских религиозных философов.
- 60. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.