5. Революция в естествознании
Выдвижение на передний край естествознания биологических проблем, а также особая специфика живых систем дали повод целому ряду ученых заявить о смене лидера современного естествознания. Если раньше таким бесспорным лидером считалась физика, то теперь в таком качестве все больше выступает биология. Основой устройства окружающего мира теперь признается не механизм и машина, а живой организм. Однако многочисленные противники такого взгляда не без основания заявляют, что поскольку живой организм состоит из тех же молекул, атомов, элементарных частиц и кварков, то по-прежнему лидером естествознания должна оставаться физика.
По-видимому, вопрос о лидерстве в естествознании зависит от множества разнообразных факторов, среди которых решающую роль играют значение лидирующей науки для общества, точность, разработанность и общность методов ее исследования, возможность их применения в других науках. Несомненно, однако, что самыми впечатляющими для современников являются наиболее крупные открытия, сделанные в лидирующей науке, и перспективы ее дальнейшего развития. С этой точки зрения биология второй половины XX столетия может рассматриваться как лидер современного естествознания, ибо именно в ее рамках были сделаны наиболее революционные открытия.
Говоря о революциях в естествознании, следует в первую очередь отказаться от наивных и предвзятых представлений о них, как процессах, связанных с ликвидацией прежнего знания, с отказом от преемственности в развитии науки и, прежде всего, ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Такой отказ касается главным образом прежних гипотез и теорий, которые оказались неспособными объяснить вновь установленные факты наблюдений и результаты экспериментов.
Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин. Развитие науки отнюдь не сводится к простому накоплению и даже обобщению фактов, т.е. к тому, что называют кумулятивным процессом. Факты всегда стремятся объяснить с помощью гипотез и теорий. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы. Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл.
Понятие парадигмы, которое ввел американский ученый Томас Кун (1922—1996) для анализа научных революций, подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов. Однако он оставил без объяснения и анализа вопрос о формировании самой парадигмы. По его мнению, развитие науки можно разделить на два этапа:
• нормальный, когда ученые заняты применением парадигмы к решению конкретных проблем частного, специального характера (так называемых головоломок)
• экстраординарный, связанный с поиском новой парадигмы. При таком подходе новая парадигма оказывается никак не связанной с прежними исследованиями и поэтому ее возникновение остается необъясненной. В действительности же, как видно из примеров аномальных фактов, т.е. фактов, противоречащих парадигме, процесс анализа, критического осмысления и оценки существующей парадигмы происходит уже на стадии нормальной науки.
Поэтому резкое и тем более абсолютное противопоставление указанных этапов развития науки — совершенно необоснованно, и оно встретило убедительную критику со стороны многих видных ученых.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Один из старинных девизов гласит: “знание есть сила” Наука делает человека могущественным перед силами природы. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.
В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.
Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры. О некоторых из них надо сказать особо.
- 3. Картины мира и основные взгляды на строение мироздания
- 4. Проблема человека в философии.
- 8. Философия древнего китая.
- 9. Философская система Платона
- 10.Средневековая философия и ее особенности.
- 2) Каппадокийский кружок
- 3)Латинская философия
- 4) Богословие отцов пустынников
- 5) Византийская философия
- Космология
- Мистика
- 11. Основные методы и структура научного познания
- 12. Наука как специфическая форма духовной деятельности.
- 14. Общество как предмет философского анализа.
- 15. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 17. Учение Платона об обществе и государстве.
- 19. Философия марксизма и ее основные идеи.
- 20. Специфика эмпирического и теоретического знания.
- 21. Проблема истины в философии.
- 22. Философия эпохи просвещения
- Рационализм эпохи просвещения
- Общественный и политико-правовой идеал просвещения
- Просветительская трактовка единой, разумной человеческой природы
- 23.Проблема смысла жизни в философии Проблема смысла жизни человека.
- 24.Практика
- Философия эпохи Возражения
- 26. Личность и общество
- 27.Проблемы культуры в философии.
- 28. Философская антропология л.Фейербаха
- 29. Ценности и их роль в жизни общества и индивида
- 30. Культура и цивилизация
- 31. Человек в системе социальных связей
- 32. Древнеиндийская философия
- 33.Причина и следствие
- 34. Философская антропология.
- 35. Пространство и время как философские категории. Пространство и время как философские категории.
- 36. Основные направления философии XX века.
- 37. Проблема взаимодействия общества и природы.
- 1. Естественнонаучное миропонимание
- 2. Строение вещества, энергия
- 3. Теория относительности
- 4. Учение о самоорганизации
- 5. Революция в естествознании
- 40.Философия экзистенциализма
- 41. Сознание, его происхождение и сущность
- 44. Иммануил Кант
- 45. Структура общественного сознания
- 46.Учение ф. Бекона и р.Декарта : общее и различное
- 47. Философские взгляды Аристотеля
- 48. Немецкая классическая философия
- 49.Понятие общества. Система социальных отношений
- 50. Сознание и бессознательное
- 51.Учение о бытие
- 52. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 54. Основные законы и категории диалектики
- 55. Основные категории философии
- 56. Особенности философии нового времени
- 58. Философские взгляды русских религиозных философов.
- 60. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.