3. Картины мира и основные взгляды на строение мироздания
Картины мира
Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем знать окончательно, как устроен мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные «картины». Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов – это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной.
Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная.
Что объединяет различные картины мира? Что означает само понятие «картина мира»? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира?
Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития.
Во-вторых, в каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые – неживые; люди – животные – растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах.
В-третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце.
В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в христианской; закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картине мира).
В-пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории – достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный.
Таким образом, любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира.
В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.
Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность.
Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей – понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам.
Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой. Наука открыла, что атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными свойствами, например, находиться с определенной долей вероятности в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления о сущности случайности и необходимости, открытости мира – разуму. В связи с появлением кибернетики, таким же фундаментальной категорией как «материя» и «энергия» стала категория «информация»: речь идет о переходе не только вещества и энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света – энергия, порождает зрительный образ – информация).
Однако, несмотря на столь большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину мира. Судя по всему, мы вновь на пороге революционных изменений. Что принесет нам третья научная революция? Как изменится научная картина мира?
Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной и научной картинами мира существует философская картина мира. Она формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии: примером может служить кризис в естествознании конца Х1Х – начала ХХ вв. и его последствия для философии, уже рассмотренные нами ранее. Это объясняется тем, что их история и логика формирования, принципы имеют общие основания, взаимосвязаны, поэтому философская и научная картина мира дополняют друг друга, что проявляется, прежде всего, в развитии методологии познания.
Мы говорили уже о разнообразии существующих философских картин мира, но их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек – мир. Традиционно в учебной литературе выделяют два наиболее существенных типа философских картин мира – субъективистские и объективистские. С точки зрения первого, каждый живет в своем мире, реальности своего сознания; истина субъективна; человек одинок в проживании своей экзистенциальной ситуации. С точки зрения объективистского подхода, мир существует, и его существование не зависит от воли и желания людей, т.е. объективно; мир познаваем, истина существует, и она для всех одна.
В заключении подчеркнем, что любая картина мира лишь изображение реальности, но не сама реальность. Более того, картина мира – это всегда и «портрет» человека, его взгляд на самого себя, опосредованный взглядом на универсум. Развитие и смена картин мира – закономерное явление в процессе познания, все более и более приближающего человека к пониманию собственной сущности и природы мира.
Мировоздание
Объясним взаимоотношения Человек – Бог – Пространство. Кто мы? Зачем пришли в этот мир? Каков смысл нашего бытия? Вопросы эти очень близки к тем темам, которые мы иногда обсуждаем в семье, на работе, с друзьями. Большинство считает, что духовность не особенно влияет на жизнь. Мы и страдаем, потому что многие не понимают, что такое духовность, насколько необходима она в нашей повседневной жизни: в семейных отношениях, на работе. Это то миролюбие, та теплота, которые люди должны отдавать друг другу, профессионализм, в конце концов. Почему некомпетентные люди взяли над нами верх? Почему воры правят миром? Почему прибыль правит миром? Из-за того, что люди в какой-то степени невежественны в вопросах духовности из-за внутренней лени.
Лень имеет три ипостаси: духовную, интеллектуальную и физическую. Если человек физически ленив, его тело к 25-30 годам начинает разваливаться, он начинает болеть. Он нарушает Закон движения: если ты не двигаешься, твое тело разрушается. Если в интеллекте человек ленив, он не добьется успеха в профессиональной сфере. Плохо учился в школе, не имел достойного образования, нет знания языка, техники, компьютера – нет шансов получить достойную работу. Остается воровать или жаловаться и обвинять. О духовной лени поговорим позже.
Что же за мир нам был предложен когда-то Господом? Кто мы такие? Отчего произошли, и зачем живем?
Высшая точка – Бог, источник Бытия. Он излучает ту энергию Жизни, которая обеспечивает все Миры. Божественная сфера существовала всегда, и Творец излучал только до ее предела. Когда-то было произнесено: «Да будет Свет» (Бытие. Гл.1). В Евангелии от Иоанна написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Гл. 1). Т.е. приоткрылось некое «окно», и оттуда вышел Свет – матрица гармонии. «Слово» можно определить по-разному, но, в общем-то, в данном случае, это – излучение. В те времена люди были очень просты, технически не образованы. 2000 лет назад Иисус Христос обращался к пастухам и рыбакам. У него не было возможности да и необходимости говорить тем техническим языком, которым мы владеем сейчас.
Одна за другой были сотворены сферы по мере убывания мощности волны при удалении от источника - Бога.
Чтобы сложилось какое-то представление об этом процессе, можно представить себе горящую на столбе в темноте лампочку, около которой видно несколько световых сфер. Сначала образовалась первая сфера из более активной субстанции. Это мощный мир. Он образован более сильной волной. Далее - мир послабее, образован менее мощной волной, менее энергонасыщенной и т.д., то есть сферы формировались по мере убывания мощности волны. В конечном итоге при дальнейшем остывании образовался физический, грубо-вещественный мир: это планеты, галактики и т.д. Нижние миры в некотором смысле пропитаны верхними. Однако по качеству они различны и не смешиваются друг с другом.
Физический мир построен на ряде констант: константа Планка, константа тяготения, скорость света и т.д. Наш мир материи определяет волна 300 000 км/с. Скорость волны задает параметр скорости жизни. Чем быстрее волна, тем быстрее скорость жизни. Волна - не только носитель информации, но является и строителем форм. Чем ближе к Источнику, тем волны быстрее. Торсионная физика вышла в нижнюю часть астрального уровня и обнаружила, что там волны на несколько порядков выше скорости света. Торсион происходит от английского torsion «вращение». Я не буду здесь на этом специально останавливаться.
В Божественном мире все являются носителями Креста. Крест есть сплав двух энергий. В сотворенном Мироздании эти энергии разошлись на вертикальную и горизонтальную планки. Крест есть символ Истины. Он был задолго до Христа. Творческая Воля Бога излилась вовне, создавая миры. Можно сказать, что Крестная Сила – однородна и всеобъемлюща. После того как она выходит за пределы Божественного, она расходится на две ветви: мужскую и женскую энергии. Каждый тип энергии создает свой тип вращения (торсион): мужской – против часовой стрелки, а женский - по часовой. Везде существуют два типа вращения, но есть еще и третий – совместный. Если на Землю приходит Посланец от Бога, он несет в себе совместный тип энергии. Это – энергия Креста.
Для нас Истина, излагаемая на словесном уровне, на мыслеуровне – прокрустово ложе. Мы можем ее познавать только на определенном уровне. По природе мы - вторичные Духи. Первосотворенные Духи созданы по образу и подобию Божьему. Мы – их более слабый слепок. Причем Духовный мир разделяется на две части: сознательно-духовный мир и бессознательно-духовный мир. Наше начало с самого донышка бессознательно-духовного мира. Мы не могли когда-то вертикально взлететь, чтобы попасть в сознательно-духовное, нам не хватило тяги на взлет - тяги к познанию, к Богу, к Истине. Например, самолету нужно, чтобы взлететь, иметь скорость разгона 350 км/ч, а у него скорость 100 км/ч. Значит, он не оторвется от дорожки, тяга слабая. У нас подъемной силы не хватило. Сотворенные сильнее, они осознали себя сразу, не выходя за пределы Духовного мира. По природе мы одинаковые, а в силе духа слабее. Нам был предложен другой сценарий: «Идите вниз. Познавайте этот мир». Мы пошли вниз, приобрели сущностные, эфирную, астральную оболочки, рассудочную, и физическую – тело обезьяны.
Мы не произошли от обезьяны. Мы вошли в подготовленный эволюцией сосуд. У нас не стало хвоста, волосяного покрова и т.д. Оболочки, которые мы получали, имеют свой смысл. Человек – многосоставное существо, амфибия. Он имеет связь с высшими мирами через оболочки: с миром мыслей, чувств, эфирным, сущностным. Ни один прибор не может уловить чувства. Они очень быстрые. Только торсионные генераторы смогли выйти на волны такой скорости.
Вот почему оккультисты, в практиках выходящие на эти уровни, получают волны большей скорости и могут при хорошей концентрации энергии делать удивительные вещи. На материю эти волны сильно влияют, по принципу доминанты импульса.
- 3. Картины мира и основные взгляды на строение мироздания
- 4. Проблема человека в философии.
- 8. Философия древнего китая.
- 9. Философская система Платона
- 10.Средневековая философия и ее особенности.
- 2) Каппадокийский кружок
- 3)Латинская философия
- 4) Богословие отцов пустынников
- 5) Византийская философия
- Космология
- Мистика
- 11. Основные методы и структура научного познания
- 12. Наука как специфическая форма духовной деятельности.
- 14. Общество как предмет философского анализа.
- 15. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 17. Учение Платона об обществе и государстве.
- 19. Философия марксизма и ее основные идеи.
- 20. Специфика эмпирического и теоретического знания.
- 21. Проблема истины в философии.
- 22. Философия эпохи просвещения
- Рационализм эпохи просвещения
- Общественный и политико-правовой идеал просвещения
- Просветительская трактовка единой, разумной человеческой природы
- 23.Проблема смысла жизни в философии Проблема смысла жизни человека.
- 24.Практика
- Философия эпохи Возражения
- 26. Личность и общество
- 27.Проблемы культуры в философии.
- 28. Философская антропология л.Фейербаха
- 29. Ценности и их роль в жизни общества и индивида
- 30. Культура и цивилизация
- 31. Человек в системе социальных связей
- 32. Древнеиндийская философия
- 33.Причина и следствие
- 34. Философская антропология.
- 35. Пространство и время как философские категории. Пространство и время как философские категории.
- 36. Основные направления философии XX века.
- 37. Проблема взаимодействия общества и природы.
- 1. Естественнонаучное миропонимание
- 2. Строение вещества, энергия
- 3. Теория относительности
- 4. Учение о самоорганизации
- 5. Революция в естествознании
- 40.Философия экзистенциализма
- 41. Сознание, его происхождение и сущность
- 44. Иммануил Кант
- 45. Структура общественного сознания
- 46.Учение ф. Бекона и р.Декарта : общее и различное
- 47. Философские взгляды Аристотеля
- 48. Немецкая классическая философия
- 49.Понятие общества. Система социальных отношений
- 50. Сознание и бессознательное
- 51.Учение о бытие
- 52. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 54. Основные законы и категории диалектики
- 55. Основные категории философии
- 56. Особенности философии нового времени
- 58. Философские взгляды русских религиозных философов.
- 60. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.