Немецкая классическая философия
В относительно короткий исторический период (кон. XVIII – нач. XIX вв.) в Германии наблюдается феноменальный взлет философской мысли. Целая плеяда замечательных мыслителей превращают свою страну в центр мировой философии. По сути дела весь дальнейший путь западноевропейской и во многом мировой философии был определен именно в это время в Германии.
Иммануил Кант. Осуществил так называемый «второй антропологический поворот» в философии (первый приписывается Сократу). Это связано с тем, что если до него основной вопрос философии о тождественности бытия и мышления решался с позиции онтологической гносеологии (то есть через призму характера и структуры познаваемой субстанции, объекта), то Кант создал гносеологическую онтологию, рассматривая бытие познающего субъекта как основу понимая мира. Таким образом, философия И.Канта – это движение от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности.
Критически оценивая рационализм и сенсуализм, философ высказывает следующую мысль: «Созерцание без понятий слепо, понятия без созерцания пусты».
Особое влияние приобрела этическая философия мыслителя. Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив, формулируемый следующим образом: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Данный постулат может рассматриваться как своеобразная интерпретация «золотого правила» нравственности.
Идеи, высказанные И.Кантом в социальной философии, оказали огромное влияние на формирование теории либерализма.
Георг Гегель. Разработал учение об Абсолютной идее как первооснове бытия. По его мнению, абсолютная идея проявляет себя в трех формах: в логике (стихия чистого мышления), в философии природы (идея воплощается в природу) и в философии духа (возвращение идеи к себе через посредничество человека). Развитие общества философом трактуется как прогресс в сознании свободы, а высшей формой абсолютного духа определяется государство.
Несомненной заслугой Гегеля является разработанная им идеалистическая диалектика. В ее рамках были широко развернуты и представлены все три основных закона диалектики (переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновение противоположностей, отрицания отрицания), а так же важнейшие принципы анализа действительности (восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, принцип развития и другие).
Людвиг Фейербах. С позиций материализма выступал с критикой идеалистических взглядов Г.Гегеля. На место Бога философ ставил человека – Бог есть то, кем человек хочет быть. Но, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах игнорирует и его диалектику, а в вопросах развития остается на позициях метафизики.
Проблемы познания Фейербах решает оптимистично, с верой в возможности человеческого разума. Критерием истинности мышления он выдвигает чувства.
Для философии Фейербаха весьма характерна критика религии. Центральной фигурой размышлений философа всегда выступает человек со всеми его недостатками и достоинствами. Поэтому его концепция определяется как антропологический метафизический (т.е. неидеалистический) материализм.
- Раздел I. Мировая философия:
- Раздел II. Отечественная философия 40
- Раздел I. Мировая философия Философия Древнего Востока
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Философия Античности
- Досократический период
- Классический период
- Эллинистический период
- Философия Средневековья
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Философские учения в Европе с середины XIX в. До начала хх в.
- Рациональное направление
- Иррациональное направление
- Современная западная философия
- Философские теории, обращенные к проблеме человека и общества
- Философские теории, обращенные к методологии научного познания
- Современная философско-религиозная мысль
- Раздел II. Отечественная философия
- Древнерусская философия
- Отечественная философская мысль XV-XVIII веков
- Философская мысль России XIX – начала хх века
- Отечественная философия хх века
- Философия русского зарубежья
- Философия советского периода