logo
Ист

Философия русского зарубежья

Русская философская мысль в эмиграции представляет собой невероятно пестрое явление, изобилующее самыми разными идеями и течениями.

Одним из самых мощных направлений зарубежной русской философии является евразийство (Николай Сергеевич Трубецкой, Георгий Васильевич Флоровский, Лев Платонович Карсавин). Основной смысл этого учения заключался в том, что Россия представляет собой особую географическую и культурно-историческую территорию, третий континент, противостоящий как Европе, так и Азии. Это был новый вариант «русской идеи», основанный на принципе персоналистского этатизма.

Сергей Николаевич Булгаков явился продолжателем идей С.М.Соловьева о всеединстве и считается одним из самых ярких представителей софиологии, посвященной изучению Софии как божественной премудрости. Социальная философия этого самобытного мыслителя воплотилась в концепции христианского социализма, рассматривавшего ранние христианские общины как идеал социального устройства.

Патриотизмом пронизана философия Ивана Александровича Ильина. Его идеи посвящены восстановлению монархического строя в России (как наиболее полно соответствующего характеру русского народа), исследованию «расколотости» современного человека (противопоставление ума – сердцу, разума – чувствам) и его преодоления через сердечное созерцание. Целый ряд работ Ивана Александровича посвящен русской армии. В своей работе «О противлении злу силой» Ильин аргументировано критиковал учение Л.Н.Толстого о непротивлении.

Николая Александровича Бердяева смело можно причислить к представителям христианского экзистенциализма. Главная задача человека, по его мнению, это освобождение своего духа из плена окружающей действительности с помощью творческой потенции. Религия представляет собой сложное социальное явление, соединяющее в себе чистое откровение с коллективной человеческой реакцией на него. Бердяев считал, что Россия должна сыграть особую роль в спасении человечества.

На позициях иррационализма стоял Борис Петрович Вышеславцев, считавший интуицию основным методом познания. По некоторым вопросам он сближался с психоаналитической школой К.-Г.Юнга. Борис Петрович исследовал кризис общества, вызванный процессом урбанизации и возникновением массовой культуры. Большое внимание Вышеславцев уделял изучению природы и специфики русской философии.

Наиболее выдающимся исследователем истории русской философии считается Василий Васильевич Зеньковский. Именно он впервые обратил внимание на тот факт, что русская философия сосредотачивала внимание на вопросах онтологии и антропологии, область же теории познания проявилась в ней как второстепенная. Кроме того, исследования Зеньковского простирались в область религиозного осмысления смысла человеческого существования.

Очень самобытным и интересным философом был Николай Онуфриевич Лосский. В теории познания он вводит понятие интуитивизма, воплотившееся в теории гносеологической координации, в соответствии с которой объект познания как целое скоординирован (по сути, связан) с познающей личностью в ее целостности. В теории бытия Лосский разработал концепцию множественности субстанций, под которыми он понимал элементы мира, с которыми что-то происходит, они что-то делают, совершают.

Павел Иванович Новгородцев занимался исследованием вопроса о размежевании философии и политического режима. Политика – это зона действия юристов и политических лидеров и именно они отвечают за конкретный режим. Задача философов – поиск высшего совершенства. Такой идеал сам Новгородцев определял как принцип свободного универсализма.

Питирим Александрович Сорокин долгое время считался «социологом № 1» в США. Разработал циклическую теорию развития исторического процесса, явился родоначальником современной теории социальной стратификации и мобильности. Общественный идеал Сорокин видел как новую идеациональную цивилизацию, основанную на ценностях Истины, Добра и Красоты, одинаково чуждую и тоталитаризму, и рынку. Выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма.

Семен Людвигович Франк является автором концепции «метафизического реализма», в соответствии с которой выделяется четыре рода бытия: материальное (видимый мир), чувственное (чувства и эмоции человека), идеально-вневременное (мир математики) и безусловное (божественное). Безусловное бытие постигается через трансрациональное познание (интуиция и переживания). Наиболее могущественной силой, движущей обществом, по мнению Франка, оказывается нравственность.

Одним из самых видных иррационалистов в русской философии считается Лев Шестов. Он предлагал сместить в философии акценты с мировоззрения на личность. Это было связано с критическим отношением философа к рационализму вообще. По его мнению, истина носит глубоколичностный, необщезначимый характер. Экзистенциальность философии Шестова проявлялась так же в том, что он рассматривал разум и науку как абсолютно равнодушные к страданиям человека категории.