Философия советского периода
Начальный период советской философии может быть охарактеризован как период институционализации философии марксизма. Уже в 1922 г. был учрежден журнал «Под знаменем марксизма». Завершился этот этап в 1929 г. создание Института философии.
Именно в это время началась и весьма интенсивно развивалась дискуссия между механистами (И.А.Борический, А.К.Тимирязев), являвшихся сторонниками позитивистского понимания философии (суть совокупность выводов частных наук) и диалектиками (А.М.Деборин), склонными к преувеличению философского метода в конкретных исследованиях. Ход дискуссии был прерван административным путем – борьбой с «ревизионистским уклоном механистов» и «троцкистско-меньшевистским идеализмом» диалектиков.
В этот период на передний план выходит группа проводников «партийной линии» в философии (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин), приведшая к абсолютизации принципа партийности в науке. В этот период многие философы, чьи взгляды не совпадали с «линией партии», были высланы из страны, либо репрессированы. Вот только некоторые из них.
Павел Александрович Флоренский считал основным законом мира принцип термодинамики, в соответствии с которым мир стремится к энтропии (смерти). Но ей противостоит эктропия – Логос, упорядочивающее начало. По мнению философа, человек через культуру (религию, веру) противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в философии Флоренского занимает учение о Софии – Премудрости Божией – софиология. В 1933 г. Павел Александрович был арестован и расстрелян.
Алексей Федорович Лосев развивал русскую философию в традиции синтеза идеалистической диалектики и православия в идее всеединства с помощью феноменологии Гуссерля. В 1930 г. обвинен в воинствующем идеализме и репрессирован. Вернулся к научной деятельности только в 1933 году. Занимался историей античной философии и эстетики. Считал, что русская философия развивалась в борьбе между западноевропейским рационализмом и православным богочеловеческим Логосом.
Густав Густавович Шпет, будучи последователем феноменологии Гессерля, проанализировал функции слова в постижении мира человеком. Он доказал, что современная философия представляет собой специфическое знание как по отношению к другим видам знания, так и к более ранним историческим формам философии. В 1935 г. Шпет был арестован и расстрелян.
Михаил Михайлович Бахтин определял сферу своей деятельности как философскую антропологию, представлявшую собой сплав неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма, герменевтики и идей Ф.М.Достоевского. Он делал акцент на исследовании уникальности человеческой личности, духовный мир которой должен изучаться с целью постижения не точности, а глубины проникновения, не объяснения, а понимания. В конце 20-х годов Михаил Михайлович был репрессирован, долго прожил в ссылке. Более тридцати лет не публиковался. Сегодня признано влияние идей Бахтина на ценностный плюрализм в философии конца ХХ века.
Но, вместе с тем, в этот период было сделано и много положительного. Массовыми тиражами публиковались произведения классиков мировой философии, вышли три тома всемирной «Истории философии», изучалась история философии народов СССР.
В послевоенный период круг философских исследований существенно расширился. Наиболее заметную роль в развитии советской философии этого периода сыграли Б.М.Кедров, П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, в трудах которых нашли отражение вопросы теории диалектики, взаимосвязи философии и естествознания, классификации наук, логики научного исследования. Проблемами анализа познания занимались В.А.Лекторский и А.М.Коршунов. Вопросы философской антропологии нашли свое отражение в трудах А.Н.Леонтьева и Г.С.Батищева.
В 60–70-е годы выходит пятитомная «Философская энциклопедия», а так же многотомное издание философских первоисточников в серии «Философское наследие». Центрами философской мысли этого периода становятся философский факультет МГУ, институт философии АН СССР, журнал «Вопросы философии».
В 70–80-е годы имели место следующие достижения в советской философии:
деятельностный подход к общей методологии разрабатывал Г.П.Щедровицкий;
методология науки представляла основное содержание исследований И.С.Алексеева и В.С.Степина;
социально-философские и этические проблемы нашли свое воплощение в трудах А.А.Зиновьева;
сочетание диалектики и феноменологии присуще исследованиям М.К.Мамардашвили;
глубокое изучение проблем философской антропологии присутствует в работах А.Г.Спиркина, Т.И.Ойзермана, П.С.Гуревича.
Интереснейшую концепцию этногенеза, базирующуюся на теории пассионарности, разработал Лев Николаевич Гумилев. Источник пассионарности (страстное стремление человека к достижению своего идеала вопреки всему) он видел в биохимической энергии живого вещества биосферы. Идеи Гумилева во многом перекликались с теорией евразийства.
Особое место в истории советской философии занимает военная философия. Ее начало следует вести с 1928 года, когда в Военно-политической академии была сформирована кафедра диалектического и исторического материализма. Сегодня ее традиции продолжает кафедра философии и религиоведения Военного университета. У истоков военной философии стояли профессора Г.С.Тымянский и А.А.Таланкин, доцент Б.А.Чагин. Огромный вклад в ее развитие внесли В.О.Василенко, Ф.Д.Хрустов, А.С.Миловидов, Д.А.Волкогонов, С.А.Тюшкевич, П.И.Гидиринский, А.И.Дырин, Б.И.Каверин, Г.Л.Бузук, П.В.Петрий и многие другие. Только за последние 25 лет на кафедре подготовлено более 40 докторских и свыше 400 кандидатских диссертаций.
Заключение
Сегодня философская мысль продолжает играть важную роль в поисках дальнейшего пути человеческой цивилизации. Осмысление места человека во Вселенной продолжает оставаться актуальным. Вечные вопросы философии не оставляют равнодушными новые поколения людей. И абсолютно естественно обращение к истории философии в поисках ответов на эти постоянно встающие проблемы. Человек будет оставаться человеком до тех пор, пока сможет задавать себе эти вопросы и пока будет стремиться искать на них ответы.
Философия современной России полноценно включается сегодня в мировую философию, где она начинает занимать подобающее ей место. Мы видим, как продолжаются традиции русской и советской философии в тех идеях, которые генерирует современная философская общественность. Создается благоприятная интеллектуальная атмосфера для философского осмысления сложных процессов, происходящих сегодня как в стране, так и в мире. И снова мы констатируем тот факт, что без обращения к истории философии этот процесс невозможен.
Словарь философских терминов
Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.
Альтруизм – принцип поведения и этическое учение, основанное на ценности бескорыстного принесения блага другому человеку.
Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей.
Антропология – философское учение о человеке.
Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества с целью достижения свободы от потребностей, сосредоточенности духа.
Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
Бытие – существование, действительность, реальность.
Гносеология – философское учение, рассматривающее вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
Дедукция – процесс логического вывода от общего к частному.
Деизм – философская позиция, сводящая к минимуму роль Бога и считающая его внеприродным абстрактным началом.
Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Диалектика – философское учение о связях и развитии, отдающее приоритет внутренним связям и внутренним противоречиям, а также отстаивающее взаимосвязь эволюционного и революционного путей развития.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих основу мира и человеческого бытия.
Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего.
Императив – требование, приказ, закон.
Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную взаимозависимость явлений в мире. Является альтернативой детерминизму.
Индукция – процесс логического вывода от частного к общему.
Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».
Иррационализм – учение, отрицающее разум как основу познания мира и предлагающее для этого другие, внеразумные основания (воля, интуиция, экзистенция).
Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.
Космология – философское рассмотрение Вселенной, космоса с позиции его возникновения.
Космополитизм – идеология, проповедующая отказ от национальных, патриотических традиций и национальной культуры.
Либерализм – философское течение, провозгласившее личную свободу человека важнейшей социальной ценностью.
Логика – наука о законах человеческого мышления.
Материализм - направление в философии, считающее материальное первоосновой мира, природы, сущего.
Материя – телесное первоначало, то из чего все происходит.
Метафизика – философская позиция, противостоящая диалектике, и отдающая приоритет внешним связям и внешнему толчку, а так же абсолютизирующему либо эволюционный, либо революционный путь развития.
Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
Мораль – способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».
Номинализм – гносеологическое учение, отрицающее гносеологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме.
Общественно-экономическая формация – исходное понятие исторического материализма, определенный исторический тип общества, который функционирует и развивается в соответствии с господствующими в обществе производственными отношениями. Выделяют пять типов ОЭФ: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Объект – то, что противостоит субъекту как часть внешнего мира, то на что направлена активность субъекта.
Онтология – учение о бытии.
Ортодоксальность – приверженность традициям или основам какого-либо учения или мировоззрения, исключающая отклонение от этих норм.
Панславизм – философская концепция, отстаивающая идею славянской культурно-политической взаимосвязи.
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и Вселенную, считающее, что Бог растворен в природе.
Персонализм – направление, считающее предметом философии личность как особую первичную реальность, противостоящую социально-историческим условиям ее существования.
Производительные силы – включают в себя активные, созидательно-преобразующие факторы производства, непосредственно создающие материальные ценности (средства труда и люди).
Производственные отношения – отношения по поводу собственности на средства производства, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.
Рационализм – направление в философии и методологии науки, признающее основой и источником достоверного знания разум, мышление.
Релятивизм – философское учение, делающее из принципа «все относительно» вывод, заключающийся в том, что вещи не существуют сами по себе, а всегда даны в тех или иных отношениях, в тех или иных изменениях.
Рефлексия – принцип философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам.
Риторика – ораторское искусство.
Сакральное – священное, противопоставленное мирскому, посюстороннему миру.
Секуляризация – освобождение от религиозного влияния.
Сенсуализм – обязательный компонент эмпиризма, определяющий достоверность знания посредством чувств.
Солипсизм – признание несомненной реальностью только своего субъективного Я. Все, что существует вне моего сознания подвергается сомнению.
Социальный (общественный) – все, что связанно с совместной жизнью людей, с различными формами их общения.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
Теократия – форма управления государством, при котором светская власть находится в руках духовенства.
Теология – богословие, учение о Боге.
Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии.
Теоцентризм – концепция, в соответствии с которой единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Тоталитарный – претендующий на абсолютное, полное подчинение всех сторон жизнедеятельности.
Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
Эгалитаризм – принцип, исповедующий равенство между людьми в обществе, независимо от их происхождения и имущественного положения.
Эгоизм – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей.
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.
Энтропия – состояние «теплового равновесия» в замкнутой системе (второе начало термодинамики). В философии – синоним состояния «смерти» любой системы.
Эпистемологический – теоретико-познавательный.
Эстетика – учение о прекрасном; наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей.
Этатизм – понятие, означающее огосударствление всех сфер жизни общества.
Этика – учение о нравственности, морали.
Список использованной литературы
Философия / Под общ. ред. Б.И.Каверина.- М.: Военный ун-т, 2004.
Всемирная философия: Философия ХХ века / Главн. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов.- М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.
Бойко С.В. Введение в философию: Учебное пособие / Отв. ред. Б.И.Каверин.- Череповец: ЧГУ, 1997.
Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2006.
Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.Кузнецова.- М.: ИНФРА-М, 2004.
Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева.- М.: Проспект, 2000.
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи.- М.: Вече-2000, АСТ, 2003.
- Раздел I. Мировая философия:
- Раздел II. Отечественная философия 40
- Раздел I. Мировая философия Философия Древнего Востока
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Философия Античности
- Досократический период
- Классический период
- Эллинистический период
- Философия Средневековья
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Философские учения в Европе с середины XIX в. До начала хх в.
- Рациональное направление
- Иррациональное направление
- Современная западная философия
- Философские теории, обращенные к проблеме человека и общества
- Философские теории, обращенные к методологии научного познания
- Современная философско-религиозная мысль
- Раздел II. Отечественная философия
- Древнерусская философия
- Отечественная философская мысль XV-XVIII веков
- Философская мысль России XIX – начала хх века
- Отечественная философия хх века
- Философия русского зарубежья
- Философия советского периода