1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.
На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.
Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).
Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.
2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.
3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.
ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Движение:
это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.
Оно делится на материальное движение и идеальное.
Материальное движение — это все изменения происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.
Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания. Это не означает, что сознание не может влиять на конкретные проявления движения. Речь идёт лишь о том что, во-первых, движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания и, во- вторых, в гносеологическом плане человеческое сознание всегда вторично, то есть всегда отражает находящуюся в движении объективную реальность.
Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека.
Движение диалектически противоречиво.
Это проявляется в следующем:
а) оно есть единство абсолютного (вечность, несотворимость и неуничтожимость) и относительного (смена форм движения и местоположений предметов) в одно и то же время;
б) оно есть единство изменчивости и устойчивости;
в) оно есть единство прерывности и непрерывности, когда в каждый данный момент времени тело находится в какой-то точке пространства, и не находится; обладает каким-либо свойством и не обладает;
г) оно есть единство качественных и количественных изменений.
Формы материального движения и их носители:
механическая (тела),
физическая (атомы),
химическая (молекулы),
биологическая (нуклеиды),
социальная (люди и их деятельность).
Все они генетически взаимосвязаны, то есть не просто способны переходить одна в другую, а переходить в такую другую, которая порождается данной формой, «вырастает» из неё. Это обуславливает возможность их развития от низшей к высшей, причём так, что каждая более высокая включает в себя все предшествующие, но не сводится к их сумме. Все формы движения матери кроме всеобщих законов диалектики имеют и свои собственные закономерности. Отсюда следует, что нельзя сводить высшие формы движения материи к низшим или отрывать их друг от друга.
- Объект философии:
- Функции философии:
- Структура философского знания
- Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового и Новейшего времени
- Представители
- XVIII — первой половине XIX веков. Представители: и. Кант, и. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель.
- Отечественная философия в XVIII — начале XX в.
- Развитие философии в Советском Союзе
- Философия бытия
- Концепции бытия
- Материя
- В чем состоит единство мира?
- Картины мира
- Религиозная Картина Мира (ркм)
- Особенности нкм:
- Особенности фкм:
- 1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
- Типы движения (и материального, и идеального):
- Диалектика бытия
- Этапы диалектического противоречия:
- Основные понятия закона:
- Виды отрицания:
- Содержание и форма:
- Общее, особенное, единичное:
- Субстанция и акциденция:
- Система и субстанция-система:
- Черты самоорганизующихся систем:
- Необходимость и случайность:
- Альтернативы диалектики
- Процесс отражения:
- Субъект и объект познания:
- Проблема познаваемости мира.
- В состав понимания входят:
- Формы познания:
- Свойства истины:
- Уровни научного познания:
- Формы научного познания:
- Методы научного познания:
- Некоторые методы научного познания:
- Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
- Общечеловеческие приемы мышления:
- Модели развития науки:
- Наука и общество:
- Функции современной науки:
- Наука и техника
- Признаки информационного общества:
- Отношение человека к технике:
- Последствия влияния техники на человека:
- Развитие личности:
- Человек и природа
- Диалектика природного и социального в человеке:
- Человек и культура
- Политические и правовые ценности:
- Религиозные ценности:
- Смысл человеческого бытия
- Роль ценности в жизни человека
- Социальные классы:
- Сферы жизнедеятельности общества:
- Способы развития общества:
- Направленность общественного развития:
- Стадийность исторического развития
- Теория общественных формаций к. Маркса
- Общественное бытие и общественное сознание
- Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:
- Уровни общественного сознания:
- Нравственное (моральное) сознание
- Особенности нравственного сознания:
- Правовое сознание
- Законы развития общества:
- Формы общественного развития:
- Варианты модернизации:
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:
- Проблема отчуждения
- Насилие и ненасилие
- Причины насилия:
- Человек и исторический процесс, личность и массы:
- Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):