Формы научного познания:
научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.
Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.
Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.
Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.
Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.
Доказательство — это подтверждение гипотезы.
Виды доказательства:
• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.
Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.
Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.
Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.
Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму
можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.
Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.
- Объект философии:
- Функции философии:
- Структура философского знания
- Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового и Новейшего времени
- Представители
- XVIII — первой половине XIX веков. Представители: и. Кант, и. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель.
- Отечественная философия в XVIII — начале XX в.
- Развитие философии в Советском Союзе
- Философия бытия
- Концепции бытия
- Материя
- В чем состоит единство мира?
- Картины мира
- Религиозная Картина Мира (ркм)
- Особенности нкм:
- Особенности фкм:
- 1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
- Типы движения (и материального, и идеального):
- Диалектика бытия
- Этапы диалектического противоречия:
- Основные понятия закона:
- Виды отрицания:
- Содержание и форма:
- Общее, особенное, единичное:
- Субстанция и акциденция:
- Система и субстанция-система:
- Черты самоорганизующихся систем:
- Необходимость и случайность:
- Альтернативы диалектики
- Процесс отражения:
- Субъект и объект познания:
- Проблема познаваемости мира.
- В состав понимания входят:
- Формы познания:
- Свойства истины:
- Уровни научного познания:
- Формы научного познания:
- Методы научного познания:
- Некоторые методы научного познания:
- Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
- Общечеловеческие приемы мышления:
- Модели развития науки:
- Наука и общество:
- Функции современной науки:
- Наука и техника
- Признаки информационного общества:
- Отношение человека к технике:
- Последствия влияния техники на человека:
- Развитие личности:
- Человек и природа
- Диалектика природного и социального в человеке:
- Человек и культура
- Политические и правовые ценности:
- Религиозные ценности:
- Смысл человеческого бытия
- Роль ценности в жизни человека
- Социальные классы:
- Сферы жизнедеятельности общества:
- Способы развития общества:
- Направленность общественного развития:
- Стадийность исторического развития
- Теория общественных формаций к. Маркса
- Общественное бытие и общественное сознание
- Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:
- Уровни общественного сознания:
- Нравственное (моральное) сознание
- Особенности нравственного сознания:
- Правовое сознание
- Законы развития общества:
- Формы общественного развития:
- Варианты модернизации:
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:
- Проблема отчуждения
- Насилие и ненасилие
- Причины насилия:
- Человек и исторический процесс, личность и массы:
- Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):