Развитие философии в Советском Союзе
Большой вклад в развитие отечественной философии советского периода внес В.И. Ульянов (Ленин) (1870–1924). В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. Ленин полемизируя с махистами — сторонниками Э. Маха и Р. Авенариуса, подверг критике их гносеологию, которая абсолютизировала роль ощущений в познании и приходила к агностизму. В. Ленин всесторонне проанализировал основной вопрос и важнейшие категории философии (материя, опыт, время, пространство, причина, свобода и т. д.), а также развил марксистскую теорию познания, а именно, создал теорию отражения; проанализировал роль практики и ощущений в познании; исследовал проблему истины. В другой работе «Философские тетради» В. Ленин подверг критике и переосмыслил гегелевскую диалектику.
Наиболее яркой дискуссией, охватившей в 1920-е годы многих философов и ученых, была дискуссия между «механистами» и «диалектиками». Первых представляли: И. Скворцов-Степанов, А. Тимирязев, В. Сарабьянов, вторых — А. Деборин, Н. Карев и др. Спор шел о соотношении философии и естествознания: «механисты» преувеличивали значение естествознания, вторые материалистической диалектики.
В 1930 годы ситуация в духовной сфере значительно изменилась. Развитие философии в годы сталинизма находилось под определяющим влиянием «Краткого курса истории ВКП(б)» 1938 г. и особенно второго параграфа четвертой главы «О диалектическом и историческом материализме», написанного самим И. Сталиным.
Развитие марксистской философии в СССР в послевоенные период происходило противоречиво: с одной стороны, высказывалось немало плодотворных, глубоких идей в различных областях философского знания, с другой стороны, эти идеи, если они открыто не подавлялись, утопали в царстве догматизма и схоластики.
В 60-70-х годах XX в. в трудах советских философов, — В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степина, — весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы, — Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лапин продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Кроме того, Э. Ильенков и Д. Дубровский разрабатывали проблему идеального.
Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.
С 1985 года философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения. Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияния марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни.
- Объект философии:
- Функции философии:
- Структура философского знания
- Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового и Новейшего времени
- Представители
- XVIII — первой половине XIX веков. Представители: и. Кант, и. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель.
- Отечественная философия в XVIII — начале XX в.
- Развитие философии в Советском Союзе
- Философия бытия
- Концепции бытия
- Материя
- В чем состоит единство мира?
- Картины мира
- Религиозная Картина Мира (ркм)
- Особенности нкм:
- Особенности фкм:
- 1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
- Типы движения (и материального, и идеального):
- Диалектика бытия
- Этапы диалектического противоречия:
- Основные понятия закона:
- Виды отрицания:
- Содержание и форма:
- Общее, особенное, единичное:
- Субстанция и акциденция:
- Система и субстанция-система:
- Черты самоорганизующихся систем:
- Необходимость и случайность:
- Альтернативы диалектики
- Процесс отражения:
- Субъект и объект познания:
- Проблема познаваемости мира.
- В состав понимания входят:
- Формы познания:
- Свойства истины:
- Уровни научного познания:
- Формы научного познания:
- Методы научного познания:
- Некоторые методы научного познания:
- Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
- Общечеловеческие приемы мышления:
- Модели развития науки:
- Наука и общество:
- Функции современной науки:
- Наука и техника
- Признаки информационного общества:
- Отношение человека к технике:
- Последствия влияния техники на человека:
- Развитие личности:
- Человек и природа
- Диалектика природного и социального в человеке:
- Человек и культура
- Политические и правовые ценности:
- Религиозные ценности:
- Смысл человеческого бытия
- Роль ценности в жизни человека
- Социальные классы:
- Сферы жизнедеятельности общества:
- Способы развития общества:
- Направленность общественного развития:
- Стадийность исторического развития
- Теория общественных формаций к. Маркса
- Общественное бытие и общественное сознание
- Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:
- Уровни общественного сознания:
- Нравственное (моральное) сознание
- Особенности нравственного сознания:
- Правовое сознание
- Законы развития общества:
- Формы общественного развития:
- Варианты модернизации:
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:
- Проблема отчуждения
- Насилие и ненасилие
- Причины насилия:
- Человек и исторический процесс, личность и массы:
- Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):