В состав понимания входят:
1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы). 2. Узнавание его (как знакомого и незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке. 3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком). 4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст.
Если понимание господствует в науках об обществе, то объяснение — в науках о природе.
Объяснение понимают как совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждений относительно какого-либо неясного, запутанного дела или имеющих целью вызвать более ясное отчетливое представление о более или менее известном явлении. Это способность субъекта передать свое понимание объекта другим.
В любом объяснении должны содержаться две части, различающиеся по своим функциям: эксплананд — то, что надлежит объяснить — языковое отображение объяснимого объекта, и эксплананс — совокупность объясняющих положений. При этом следует подчеркнуть, что объясняемыми являются реальные объекты, а не положения о них, а объясняющими являются положения о реальных объектах, а не сами объекты.
Приемами объяснения могут быть сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т. д.
- Объект философии:
- Функции философии:
- Структура философского знания
- Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового и Новейшего времени
- Представители
- XVIII — первой половине XIX веков. Представители: и. Кант, и. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель.
- Отечественная философия в XVIII — начале XX в.
- Развитие философии в Советском Союзе
- Философия бытия
- Концепции бытия
- Материя
- В чем состоит единство мира?
- Картины мира
- Религиозная Картина Мира (ркм)
- Особенности нкм:
- Особенности фкм:
- 1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
- Типы движения (и материального, и идеального):
- Диалектика бытия
- Этапы диалектического противоречия:
- Основные понятия закона:
- Виды отрицания:
- Содержание и форма:
- Общее, особенное, единичное:
- Субстанция и акциденция:
- Система и субстанция-система:
- Черты самоорганизующихся систем:
- Необходимость и случайность:
- Альтернативы диалектики
- Процесс отражения:
- Субъект и объект познания:
- Проблема познаваемости мира.
- В состав понимания входят:
- Формы познания:
- Свойства истины:
- Уровни научного познания:
- Формы научного познания:
- Методы научного познания:
- Некоторые методы научного познания:
- Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
- Общечеловеческие приемы мышления:
- Модели развития науки:
- Наука и общество:
- Функции современной науки:
- Наука и техника
- Признаки информационного общества:
- Отношение человека к технике:
- Последствия влияния техники на человека:
- Развитие личности:
- Человек и природа
- Диалектика природного и социального в человеке:
- Человек и культура
- Политические и правовые ценности:
- Религиозные ценности:
- Смысл человеческого бытия
- Роль ценности в жизни человека
- Социальные классы:
- Сферы жизнедеятельности общества:
- Способы развития общества:
- Направленность общественного развития:
- Стадийность исторического развития
- Теория общественных формаций к. Маркса
- Общественное бытие и общественное сознание
- Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:
- Уровни общественного сознания:
- Нравственное (моральное) сознание
- Особенности нравственного сознания:
- Правовое сознание
- Законы развития общества:
- Формы общественного развития:
- Варианты модернизации:
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:
- Проблема отчуждения
- Насилие и ненасилие
- Причины насилия:
- Человек и исторический процесс, личность и массы:
- Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):