Петр Абеляр (1079— 1142 гг.)
Бесспорно, крупнейшим философом-богословом и диалектиком «ранней схоластики» был Петр Абеляр (1079— 1142 гг.). Главные сочинения Абеляра: «Введение в теологию» (1113 г.); «Логика для начинающих» (1114 г.); «Глоссы к Порфирию» (3 кн.) и к «Категориям» Аристотеля; «Диалектика» (5 кн.) (1118— 1134 гг.); «Христианская теология» (1122— 1125 гг.); «Да и Нет» (в то же самое время); «Этика, или Познай самого себя» (между 1135 и 1139 гг.); «Апология против Бернарда», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» (1141 — 1142 гг.) и знаменитая автобиография «История моих бедствий» (1132-1136 гг.).
Вопреки мнению Августина (в сочинении «О предопределении святых», 5) и Ансельма Кентерберийского, согласно которым следует прежде уверовать в истину Откровения, чтобы потом, по возможности, постараться дойти до ее разумного постижения, Абеляр заявляет, что адекватное понимание нами догмата только и делает веру возможной, так как «нельзя верить в то, что предварительно не было нами понято». Соответственно, принципом богословия Абеляра было не «верую, чтобы понимать»
(credo ut intelligam), но «понимаю, чтобы верить» (intelligo ut credam). Исходя из утверждения, заявленно-
210
го в Прологе к «Да и нет», согласно которому «сомнение приводит нас к исследованию, а исследование ведет нас к истине», Абеляр полагает, что «вера, не просветленная разумом, недостойна человека», и потому необходимым условием всякой истинной веры является предварительное исследование разумом ее содержания. Свое спекулятивное построение учения о Божественном Триединстве Абеляр начинает с полагания того, что Бог может быть «высшим и совершеннейшим Благом» только при том условии, если Он одновременно всемогущ, премудр и всеблагостен. Эти три момента единой божественной сущности, соответственно, и являют себя в Лицах Троицы: в Боге Отце («всемогущество»), в Боге Сыне («премудрость») и в Боге Духе Святом («благость»). Отношения указанных Ипостасей в божественном Триединстве подобно, по Абеляру, отношению, существующему между металлом, из которого сделана печать, формой, в которую этот металл отлит, и, соответственно, оттискивающей печатью в качестве вещи, состоящей из первых двух элементов. При этом внутренняя гармония совершенного Блага выражается в том, что Бог может то, что Он знает и хочет, хочет же то, что Он знает и может и т. д.
Бог тем самым не может ни знать, ни хотеть делать зла, и для Него из числа бесконечных возможностей в каждый момент открывается лишь наилучшая. Отсюда же проистекает отмеченный критиком Абеляра — Бернардом Клервоским — принцип божественной субординации применительно к единосущному Богу-Творцу: если Отцу Абеляр приписывает абсолютное всемогущество (omnipotentia), то Сын обладает лишь частью могущества Отца (aliqua potentia) (насколько премудрость есть сила последовательно различать все истинное и ложное), Дух же Святой совершенно не содержит в себе могущества (nulla potentia) (так как понятие благости вовсе не предполагает его наличия). Другое возражение Бернарда Клервоского Абеляру касалось того, что, по мнению первого, его философия накладывает на всемогущество Бога немалые ограничения. В своем послании к папе Иннокентию II (ум. 1143 г.), которое было отправлено после Саисского осуждения, Бернард среди прочих «недолжных» высказываний Абеляра указывает и на то, что всемогущество Бога, по мнению Абеляра, тождественно Его актуальным деяниям. Эти слова действительно в точности отражают воззрения Абеляра на характер божественного всемогущества: «Итак, как бы долго я ни размышлял, принимая во внимание, что только Бог способен делать то, что подобает Ему делать, и Ему не подобает делать то, что Он оставляет несделанным, поистине я прихожу к мнению, что Бог способен делать только то, что Он делает, когда бы Он ни делал это, хотя с этим нашим мнением никто не согласен или согласны лишь некоторые» (Петр Абеляр. Введение в теологию, III, 5). То, что «подобает» (convenit) действиям Бога, говорит Абеляр, есть исключительно нечто достойное и наилучшее. Следовательно, так как Бог всегда совершает лишь самое лучшее, всемогущество Бога ограничено тем, что Он совершает. Для Бернарда подобное означает только одно: отрицание принципа
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Особенности индийской философии.
- Зарождение аргументации.
- Шраманская эпоха
- Шраманы.
- Адживики.
- Неортодоксальные школы индийской философии
- Джайнизм
- Махавира Вардхамана.
- Дигамбары и шветамбары.
- Канон.
- Путь Освобождения.
- Буддизм
- Виджнянавада.
- Вайбхашика
- Саутрантика
- Локаята-чарвака
- Этика.
- Ортодоксальные школы индийской философии
- Ньяя
- Вайшешика
- Категории.
- Санкхья
- Дуализм.
- Проявление мира.
- Познание.
- Освобождение.
- Йога
- Путь освобождения.
- Познание.
- Миманса
- Дхарма.
- Познание.
- Веданта
- Адвайта-веданта.
- «Бхагавадгита»
- Карма-йога.
- Джняна-йога.
- Бхакти-йога.
- Глава 2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Конфуцианство
- Конфуций.
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Моизм
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Школа имен
- Легизм
- Общество.
- Полемика с конфуцианством.
- Даосизм
- «Дао дэ цзин».
- Общество.
- «Чжуан-цзы».
- Литература
- Раздел II. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
- Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 2.Классический (философия «классической Греции»):
- 3.Эллинистический период подразделяется на два этапа:
- Глава 2. «ДОСОКРАТИКИ»
- Античная философская классика
- Глава 3. СОФИСТЫ И СОКРАТ
- Литература
- Глава 4. ПЛАТОН
- Душа.
- Космология.
- Политическая философия.
- Литература
- Глава 5. АРИСТОТЕЛЬ
- Космология.
- Психология.
- Этика.
- Литература
- Философия эпохи эллинизма
- Глава 6. ЭПИКУР
- Эпикуровское понимание философии.
- Физика.
- Литература
- Глава 7. философия стои
- Разделение философии.
- Этика.
- Литература
- Глава 8. СКЕПТИЦИЗМ
- Аркесилай у Карнеад
- Аркесилай (315 — 241 гг. до н.э)
- Скептицизм Энесидема и Агриппы
- Школа врачей-змпириков
- Литература
- Глава 9. Философия эпохи империи
- Неопифагореизм
- Неоплатонизм
- Плотин
- Литература
- Раздел III. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 1. ПАТРИСТИКА
- Ранняя патристика (II - III вв.)
- Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.)
- Зрелая патристика (IV-V вв.)
- Глава 2. СХОЛАСТИКА
- Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.).
- Петр Абеляр (1079— 1142 гг.)
- Гуго Сен-Викторского (ок. 1096— 1141 гг.
- Литература
- Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Оправдание материи и почитание природы.
- «Деварваризация».
- «Подлинное благочестие» — поиск живого контакта с Богом.
- Время великих открытий.
- Общие черты философии Возрождения
- Античный неоплатонизм
- Натурфилософский пантеизм.
- Данте
- Гуманисты Возрождения
- Добродетель-доблесть.
- Ренессансный неоплатонизм
- Николай Кузанский
- «Христология» Кузанца (Учение о «конкретном максимуме»).
- Флорентийская Платоновская академия
- Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494)
- Немецкий гуманизм и Реформация
- Реформация. 31 октября 1517 г.
- Мартин Лютер (1483 — 1546)
- Натурфилософия
- Джордано Бруно
- Долг философа.
- «Религия» Бруно.
- Вселенная.
- Атомы.
- Этика героического энтузиазма.
- Раздел V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 1. БЭКОН
- Новая логика и индукция.
- Литература
- Глава 2. ДЕКАРТ
- Учение о методе.
- Физика.
- Правила морали.
- Литература
- Глава 3. ГОББС
- Власть суверена.
- Проблема свободы.
- Религия и государство.
- Литература
- Глава 4. ПАСКАЛЬ
- Гносеология и методология.
- Для дефиниций.
- Для аксиом.
- Для доказательств.
- Литература
- Глава 5. СПИНОЗА
- Учение о человеке.
- Этика.
- Социально-политические взгляды.
- Глава 6. МАЛЬБРАНШ
- Теория бытия.
- Этика.
- Литература
- Глава 7. ЛОКК
- Теория познания.
- Политическая философия. Естественное состояние.
- Проблема терпимости в религии и морали.
- Литература
- Глава 8. ЛЕЙБНИЦ
- Монадология.
- Учение о материи.
- Глава 9. БЕРКЛИ
- Учение об абстракции.
- Учение о природе.
- Литература
- Глава 10. ЮМ
- Учение о причинности.
- Социальная философия.
- Религия.
- Литература
- Глава 11. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Шарль Луи Монтескье (1689—1775) родился в дворянской семье.
- Клод Адриан Гельвеций (1715— 1771) родился в семье придворного врача.
- Поль Анри Гольбах (1723— 1789) родился в Германии (Эдесхайм) в семье коммерсанта.
- Литература
- Глава 12. КАНТ
- Три основных вопроса философии
- Критика метафизических наук.
- Рассмотрение художественного творчества осуществляется Кантом в «Критике способности суждения».
- Социальная философия.
- Глава 13. ФИХТЕ
- Социальная философия.
- Литература
- Глава 14. ШЕЛЛИНГ
- Учение об искусстве.
- Теория Абсолюта.
- Положительная философия.
- Литература
- Глава 15. ГЕГЕЛЬ
- Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы
- Философия истории.
- Абсолютный дух.
- Раздел VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Глава 1. ШОПЕНГАУЭР
- Эстетическая концепция.
- Религия и теология.
- Глава 2. ФЕЙЕРБАХ
- Литература
- Глава 3. КЬЕРКЕГОР
- Религиозная стадия. «Телеологическое устранение этического» и определение «веры» через понятие «абсурда».
- Вера Авраама и тема молчания в философии Кьеркегора.
- Единичный индивид.
- Заключение: экзистенциализм Кьеркегора.
- Литература
- Глава 4. ГЕГЕЛЬЯНСТВО
- Фрэнсис Герберт Брэдли
- Александр Кожев (Кожевников) родился в Москве в 1902 г.
- Литература
- Глава 5. МАРКСИЗМ
- Карл Генрих Маркс родился в 1818 г. в Трире в семье прусского юриста еврейского происхождения.
- Критика идеологии.
- Литература
- Глава 6. Первый позитивизм
- Герберт Спенсер (1820— 1903) — весьма влиятельный представитель британского позитивизма.
- Литература
- Глава 7. Второй позитивизм
- Эрнст Мах
- Литература
- Глава 8. НЕОКАНТИАНСТВО
- Отто Либман (1840—1912)
- Марбургская школа
- Герман Коген (1842—1918) — основатель и главный теоретик Марбургской школы.
- Баденская школа
- Вильгельм Виндельбанд (1848— 1915)
- Генрих Риккерт (1863 — 1936) — ведущий теоретик Баденской школы.
- Литература
- Глава 9. НИЦШЕ
- Третий период.
- Переоценка ценностей.
- Глава 10. БЕРГСОН
- Творческая эволюция.
- Литература
- Глава 11. ПРАГМАТИЗМ
- Пирс родился в 1839 г. в Кембридже, штат Массачусетс.
- Дедукция, индукция и абдукция.
- Джеймс
- Дьюи
- Инструментализм Дж. Дьюи.
- Понятие истины в инструментализме Дж. Дьюи.
- Литература
- Глава 12. ПСИХОАНАЛИЗ
- Классический психоанализ 3. Фрейда.
- «Структурный» психоанализ Ж. Лакана.
- Литература
- Глава 13. ГУССЕРЛЬ
- Эдмунд Гуссерль родился в 1859 г. в Проснице (Моравия).
- Зрелая феноменология.
- Ступени феноменологической редукции.
- Поздняя феноменология.
- Литература
- Глава 14. ЯСПЕРС
- Философская вера Ясперса
- Литература
- Глава 15. ХАЙДЕГГЕР
- Хайдеггер и феноменология.
- Бытие-с (Mitsein) и Бытие-с-другими (Miteinandersein).
- «Бытийная история».
- Философская герменевтика. Ганс-Георг Гадамер (1900 — 2002).
- Литература
- Глава 16. CAPТP
- Экзистенциально-феноменологическая онтология.
- Послевоенная эволюция.
- Литература
- Глава 17. РАССЕЛ
- Литература
- Глава 18. ВИТГЕНШТЕЙН
- Область мистического.
- Поздний Витгенштейн — «Философские исследования».
- Литература
- Глава 19. ВЕНСКИЙ КРУЖОК
- Глава 20. Постпозитивизм
- Имре Лакатоса (1922— 1974) Настоящая фамилия — Липшиц
- Майкл Полани (1981 — 1976) ввел понятие «скрытого знания» (tacit knowledge)
- Курт Хюбнер (род. 1921) заострил вопрос о близости научного мышления к мифологическому и обусловленности науки каждой эпохи ее культурными особенностями
- Литература
- Глава 21. СТРУКТУРАЛИЗМ
- Проблема структуры.
- Структурализм в литературоведении и постструктурализм.
- Ролан Барт (1915— 1980)
- Глава 22. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- Жана Бодрийара (р. 1929)
- Литература
- Глава 23. РОРТИ
- Постмодернистский буржуазный либерализм и этноцентризм.
- Глава 24. ДЕННЕТ
- Деннет родился в Бостоне в 1942 г. в семье историка.
- Учение о сознании
- Глава 25. СЕРЛ
- Философия языка.
- Интенциональность.
- Дэвид Чалмерс
- Литература
- Глава 26. ПИНКЕР
- Концепция культуры.
- Раздел VII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Древняя Русь и философия.
- Религиозное западничество.
- Философский пессимизм.
- Философия марксизма.
- «От марксизма к идеализму».
- Русский религиозно-философский ренессанс.
- Софиология и философия свободы.
- Булгаков
- С. Л. Франк и Н. О. Лосский
- Н. А. Бердяев
- Философия имени.
- Философский символизм.
- Г. Г. Шпет
- Философская ситуация в России после 1917 г.
- М. М. Бахтин
- СОДЕРЖАНИЕ