Ранняя патристика (II - III вв.)
Период ранней патристики традиционно подразделяется на два этапа. К первому этапу (II — нач. III в.) относится творчество наиболее ранних мыслителей святоотеческой богословской культуры, заложивших фундамент будущей христианской догматики («апостольские отцы» и ранние отцы-апологеты). Ко второму этапу (кон. II — III в.) относится творчество ряда христианских писателей — авторов первых в истории средневекового европейского самосознания универсальных теологических систем (Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген).
174
Начало патристики ознаменовано появлением сочинений т. н. «апостольских отцов» к числу которых обычно относят имена шести христианских авторов первой половины II в.: Варнавы, Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Гермы и Паппия; а также одно сочинение неизвестного автора под условным названием «Учение двенадцати апостолов Гили по первому слову текста, Дидахе, т. е. «учение»)». «Апостольские отцы» считались либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их наиближайших преемников. В целом для стиля мышления этих отцов характерным является полное отсутствие систематичности, высокая религиозность и внутрицерковная направленность. В их сочинениях, чаще всего написанных по конкретному поводу, христианское вероучение преподносится с преобладанием морализаторских элементов над элементами отвлеченной богословской теории Жизнь и проповедь Христа предстают в этих текстах как новый закон который пришел в этот мир, чтобы сменить законодательство древнее и, с приходом Христа, устаревшее («ветхозаветное»); христианская жизнь в церковных общинах описывается как послушание этому закону. Основа спасения — это смерть и воскресение Христа: через Него дается прощение грехов
иосвобождение от несчастий. В качестве высших нравственных императивов провозглашаются «смерть для мира» и «следование за Христом». Грех описывается как порча и злое желание, неведение и заблуждение; спасение рассматривается как вечная жизнь, свобода от смерти и обретение истины Бог — един, всемогущ, непознаваем для человека; он сотворил этот видимый мир и тем самым явил свою благодать, свою волю и праведность. Христос — это Бог, воплотившийся в человека; он тайно с начала времен господствует на небесах и явится в предназначенный день как судья живых и мертвых.
«Апостольские отцы» являются важным звеном между временем Откровения и эпохой традиции; их мышление представляет собой первый опыт теоретической рефлексии, когда христианская мысль только едва начинала осознавать свое собственное содержание
иобращалась, как правило, исключительно к немногочисленной церковной аудитории. «Апостольские отцы» были первыми кто на исходе античных времен почувствовал важность и сложность задачи культурного самоопределения христианства, — но для решения этой задачи нужны были средства, которыми эти писатели не обладали.
Ксередине II в. отдельные группы немногочисленных христиан жили в обществе весь культурный уклад и вековые традиции которого резко противоречили христианскому
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Особенности индийской философии.
- Зарождение аргументации.
- Шраманская эпоха
- Шраманы.
- Адживики.
- Неортодоксальные школы индийской философии
- Джайнизм
- Махавира Вардхамана.
- Дигамбары и шветамбары.
- Канон.
- Путь Освобождения.
- Буддизм
- Виджнянавада.
- Вайбхашика
- Саутрантика
- Локаята-чарвака
- Этика.
- Ортодоксальные школы индийской философии
- Ньяя
- Вайшешика
- Категории.
- Санкхья
- Дуализм.
- Проявление мира.
- Познание.
- Освобождение.
- Йога
- Путь освобождения.
- Познание.
- Миманса
- Дхарма.
- Познание.
- Веданта
- Адвайта-веданта.
- «Бхагавадгита»
- Карма-йога.
- Джняна-йога.
- Бхакти-йога.
- Глава 2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Конфуцианство
- Конфуций.
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Моизм
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Школа имен
- Легизм
- Общество.
- Полемика с конфуцианством.
- Даосизм
- «Дао дэ цзин».
- Общество.
- «Чжуан-цзы».
- Литература
- Раздел II. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
- Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 2.Классический (философия «классической Греции»):
- 3.Эллинистический период подразделяется на два этапа:
- Глава 2. «ДОСОКРАТИКИ»
- Античная философская классика
- Глава 3. СОФИСТЫ И СОКРАТ
- Литература
- Глава 4. ПЛАТОН
- Душа.
- Космология.
- Политическая философия.
- Литература
- Глава 5. АРИСТОТЕЛЬ
- Космология.
- Психология.
- Этика.
- Литература
- Философия эпохи эллинизма
- Глава 6. ЭПИКУР
- Эпикуровское понимание философии.
- Физика.
- Литература
- Глава 7. философия стои
- Разделение философии.
- Этика.
- Литература
- Глава 8. СКЕПТИЦИЗМ
- Аркесилай у Карнеад
- Аркесилай (315 — 241 гг. до н.э)
- Скептицизм Энесидема и Агриппы
- Школа врачей-змпириков
- Литература
- Глава 9. Философия эпохи империи
- Неопифагореизм
- Неоплатонизм
- Плотин
- Литература
- Раздел III. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 1. ПАТРИСТИКА
- Ранняя патристика (II - III вв.)
- Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.)
- Зрелая патристика (IV-V вв.)
- Глава 2. СХОЛАСТИКА
- Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.).
- Петр Абеляр (1079— 1142 гг.)
- Гуго Сен-Викторского (ок. 1096— 1141 гг.
- Литература
- Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Оправдание материи и почитание природы.
- «Деварваризация».
- «Подлинное благочестие» — поиск живого контакта с Богом.
- Время великих открытий.
- Общие черты философии Возрождения
- Античный неоплатонизм
- Натурфилософский пантеизм.
- Данте
- Гуманисты Возрождения
- Добродетель-доблесть.
- Ренессансный неоплатонизм
- Николай Кузанский
- «Христология» Кузанца (Учение о «конкретном максимуме»).
- Флорентийская Платоновская академия
- Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494)
- Немецкий гуманизм и Реформация
- Реформация. 31 октября 1517 г.
- Мартин Лютер (1483 — 1546)
- Натурфилософия
- Джордано Бруно
- Долг философа.
- «Религия» Бруно.
- Вселенная.
- Атомы.
- Этика героического энтузиазма.
- Раздел V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 1. БЭКОН
- Новая логика и индукция.
- Литература
- Глава 2. ДЕКАРТ
- Учение о методе.
- Физика.
- Правила морали.
- Литература
- Глава 3. ГОББС
- Власть суверена.
- Проблема свободы.
- Религия и государство.
- Литература
- Глава 4. ПАСКАЛЬ
- Гносеология и методология.
- Для дефиниций.
- Для аксиом.
- Для доказательств.
- Литература
- Глава 5. СПИНОЗА
- Учение о человеке.
- Этика.
- Социально-политические взгляды.
- Глава 6. МАЛЬБРАНШ
- Теория бытия.
- Этика.
- Литература
- Глава 7. ЛОКК
- Теория познания.
- Политическая философия. Естественное состояние.
- Проблема терпимости в религии и морали.
- Литература
- Глава 8. ЛЕЙБНИЦ
- Монадология.
- Учение о материи.
- Глава 9. БЕРКЛИ
- Учение об абстракции.
- Учение о природе.
- Литература
- Глава 10. ЮМ
- Учение о причинности.
- Социальная философия.
- Религия.
- Литература
- Глава 11. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Шарль Луи Монтескье (1689—1775) родился в дворянской семье.
- Клод Адриан Гельвеций (1715— 1771) родился в семье придворного врача.
- Поль Анри Гольбах (1723— 1789) родился в Германии (Эдесхайм) в семье коммерсанта.
- Литература
- Глава 12. КАНТ
- Три основных вопроса философии
- Критика метафизических наук.
- Рассмотрение художественного творчества осуществляется Кантом в «Критике способности суждения».
- Социальная философия.
- Глава 13. ФИХТЕ
- Социальная философия.
- Литература
- Глава 14. ШЕЛЛИНГ
- Учение об искусстве.
- Теория Абсолюта.
- Положительная философия.
- Литература
- Глава 15. ГЕГЕЛЬ
- Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы
- Философия истории.
- Абсолютный дух.
- Раздел VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Глава 1. ШОПЕНГАУЭР
- Эстетическая концепция.
- Религия и теология.
- Глава 2. ФЕЙЕРБАХ
- Литература
- Глава 3. КЬЕРКЕГОР
- Религиозная стадия. «Телеологическое устранение этического» и определение «веры» через понятие «абсурда».
- Вера Авраама и тема молчания в философии Кьеркегора.
- Единичный индивид.
- Заключение: экзистенциализм Кьеркегора.
- Литература
- Глава 4. ГЕГЕЛЬЯНСТВО
- Фрэнсис Герберт Брэдли
- Александр Кожев (Кожевников) родился в Москве в 1902 г.
- Литература
- Глава 5. МАРКСИЗМ
- Карл Генрих Маркс родился в 1818 г. в Трире в семье прусского юриста еврейского происхождения.
- Критика идеологии.
- Литература
- Глава 6. Первый позитивизм
- Герберт Спенсер (1820— 1903) — весьма влиятельный представитель британского позитивизма.
- Литература
- Глава 7. Второй позитивизм
- Эрнст Мах
- Литература
- Глава 8. НЕОКАНТИАНСТВО
- Отто Либман (1840—1912)
- Марбургская школа
- Герман Коген (1842—1918) — основатель и главный теоретик Марбургской школы.
- Баденская школа
- Вильгельм Виндельбанд (1848— 1915)
- Генрих Риккерт (1863 — 1936) — ведущий теоретик Баденской школы.
- Литература
- Глава 9. НИЦШЕ
- Третий период.
- Переоценка ценностей.
- Глава 10. БЕРГСОН
- Творческая эволюция.
- Литература
- Глава 11. ПРАГМАТИЗМ
- Пирс родился в 1839 г. в Кембридже, штат Массачусетс.
- Дедукция, индукция и абдукция.
- Джеймс
- Дьюи
- Инструментализм Дж. Дьюи.
- Понятие истины в инструментализме Дж. Дьюи.
- Литература
- Глава 12. ПСИХОАНАЛИЗ
- Классический психоанализ 3. Фрейда.
- «Структурный» психоанализ Ж. Лакана.
- Литература
- Глава 13. ГУССЕРЛЬ
- Эдмунд Гуссерль родился в 1859 г. в Проснице (Моравия).
- Зрелая феноменология.
- Ступени феноменологической редукции.
- Поздняя феноменология.
- Литература
- Глава 14. ЯСПЕРС
- Философская вера Ясперса
- Литература
- Глава 15. ХАЙДЕГГЕР
- Хайдеггер и феноменология.
- Бытие-с (Mitsein) и Бытие-с-другими (Miteinandersein).
- «Бытийная история».
- Философская герменевтика. Ганс-Георг Гадамер (1900 — 2002).
- Литература
- Глава 16. CAPТP
- Экзистенциально-феноменологическая онтология.
- Послевоенная эволюция.
- Литература
- Глава 17. РАССЕЛ
- Литература
- Глава 18. ВИТГЕНШТЕЙН
- Область мистического.
- Поздний Витгенштейн — «Философские исследования».
- Литература
- Глава 19. ВЕНСКИЙ КРУЖОК
- Глава 20. Постпозитивизм
- Имре Лакатоса (1922— 1974) Настоящая фамилия — Липшиц
- Майкл Полани (1981 — 1976) ввел понятие «скрытого знания» (tacit knowledge)
- Курт Хюбнер (род. 1921) заострил вопрос о близости научного мышления к мифологическому и обусловленности науки каждой эпохи ее культурными особенностями
- Литература
- Глава 21. СТРУКТУРАЛИЗМ
- Проблема структуры.
- Структурализм в литературоведении и постструктурализм.
- Ролан Барт (1915— 1980)
- Глава 22. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- Жана Бодрийара (р. 1929)
- Литература
- Глава 23. РОРТИ
- Постмодернистский буржуазный либерализм и этноцентризм.
- Глава 24. ДЕННЕТ
- Деннет родился в Бостоне в 1942 г. в семье историка.
- Учение о сознании
- Глава 25. СЕРЛ
- Философия языка.
- Интенциональность.
- Дэвид Чалмерс
- Литература
- Глава 26. ПИНКЕР
- Концепция культуры.
- Раздел VII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Древняя Русь и философия.
- Религиозное западничество.
- Философский пессимизм.
- Философия марксизма.
- «От марксизма к идеализму».
- Русский религиозно-философский ренессанс.
- Софиология и философия свободы.
- Булгаков
- С. Л. Франк и Н. О. Лосский
- Н. А. Бердяев
- Философия имени.
- Философский символизм.
- Г. Г. Шпет
- Философская ситуация в России после 1917 г.
- М. М. Бахтин
- СОДЕРЖАНИЕ