Третий период.
Третий период. Какими должны быть правила этого изменения — этому посвящена работа «Веселая наука». Ницше взял одно из самоопределений поэзии трубадуров, предполагающей вечно юную любовь без ревности и печали — gaya scienza. Здесь Ницше использует образ песочных часов для обозначения идеи возвращения, здесь впервые упоминает Заратустру, сверхчеловеческое, смерть Бога, здесь формулирует задачу переоценки ценностей и целый ряд значимых образов, которые позже становятся предметом отдельных работ. Так, например, в поэтическом приложении «Песни принца Фогельфрая», где очень много автобиографического, Ницше пишет: «Здесь я засел и ждал, в беспроком сне, По ту черту добра и зла, и мне Сквозь свет и тень мерещились с утра Слепящий полдень, море и игра. И вдруг, подруга! Я двоиться стал — И Заратустра мне на миг предстал...» (1: 1, 718).
Именно эта работа оказывается пробой нового стиля — семантической игры, предполагающей глубокое проникновение, вслушивание в смысл слов, их сочетание, их воздействие. Как считают исследователи, эта работа повлияла на всю «игровую» тематику философии ХХ в.: от И. Хейзинги, Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера до М. Фуко, Ж. Делёза и Ж. Деррида. Причем Ниц-
490
ше не только реализует этот стиль в тексте, но в последней части работы описывает его как новый идеал, «причудливый, соблазнительный, рискованный идеал, к которому мы никого не хотели бы склонить, ибо ни за кем не признаем столь легкого права на него: идеал духа, который наивно, стало быть, сам того не желая и из бьющего через край избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, неприкосновенным, божественным; [...]; идеал человечески-сверхчеловеческого благополучия и благоволения, который довольно часто выглядит нечеловеческим, [...] — только теперь [...] начинается трагедия...» (1: 1, 708). В этой работе наиболее очевидна тематическая и стилистическая последовательность философского развития Ницше.
Темы, которые подвергаются пародии, многочисленны: афористичная форма изложения позволяет касаться проблем сознания и самосознания, походя замечая, например, что «развитие языка и развитие сознания (не разума, а только самоосознания разума) идут рука об руку» (1:1, 675), философского осмысления воли (здесь Ницше окончательно размежевывается с Шопенгауэром, считая, что он «верил в простоту и непосредственность всякого воления, — в то время как воление есть лишь хорошо налаженный механизм, что почти ускользает от наблюдающего глаза» (1: 1, 594), каузальности (как «последствия древнейшей религиозности» (1:1, 593), и, разумеется, морали и религии, которые станут в дальнейшем предметом специального рассмотрения. Отдельно следует сказать о фрагменте, содержательно, эмоционально и стилистически выделяющемся из всей работы, — «Безумный человек» — именно здесь провозглашается знаменитое ницшевское «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы убили его!» (1:1, 593). В истории философии существуют диаметрально противоположные интерпретации этого тезиса: христианские и атеистические. Особое место занимает интерпретация этого тезиса М. Хайдеггером (14). Но как обвинения Ницше в атеизме, так и предположения о создании новой религии, заигрывающей с манихейством, не учитывают критический пафос философии Ницше в целом: он пишет о состоянии современного духа и пытается направить его к живому идеалу: «Разве величие этого дела не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история!» (1:1, 593). Здесь следует отметить прежде всего идею смены человеческих ориентиров, переживания перестройки мировоззрения на том же человеческом еще основании — отсюда возникает эта «вера в неверие», перекликающаяся с идеями и образами Достоевского. Другой вопрос — готов ли к этому человек: «Я пришел слишком рано [...], мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей» (1:1, 593). Поэтому смерть и опустошение оборачиваются возможностью отказа от всего, навязанного человеку извне и укорененного в коллективном сознании, — возможностью переоценки ценностей. В предисловии ко второму изданию Ницше подчеркивает именно эту задачу, он выздоравливает сам и
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Особенности индийской философии.
- Зарождение аргументации.
- Шраманская эпоха
- Шраманы.
- Адживики.
- Неортодоксальные школы индийской философии
- Джайнизм
- Махавира Вардхамана.
- Дигамбары и шветамбары.
- Канон.
- Путь Освобождения.
- Буддизм
- Виджнянавада.
- Вайбхашика
- Саутрантика
- Локаята-чарвака
- Этика.
- Ортодоксальные школы индийской философии
- Ньяя
- Вайшешика
- Категории.
- Санкхья
- Дуализм.
- Проявление мира.
- Познание.
- Освобождение.
- Йога
- Путь освобождения.
- Познание.
- Миманса
- Дхарма.
- Познание.
- Веданта
- Адвайта-веданта.
- «Бхагавадгита»
- Карма-йога.
- Джняна-йога.
- Бхакти-йога.
- Глава 2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Конфуцианство
- Конфуций.
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Моизм
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Школа имен
- Легизм
- Общество.
- Полемика с конфуцианством.
- Даосизм
- «Дао дэ цзин».
- Общество.
- «Чжуан-цзы».
- Литература
- Раздел II. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
- Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 2.Классический (философия «классической Греции»):
- 3.Эллинистический период подразделяется на два этапа:
- Глава 2. «ДОСОКРАТИКИ»
- Античная философская классика
- Глава 3. СОФИСТЫ И СОКРАТ
- Литература
- Глава 4. ПЛАТОН
- Душа.
- Космология.
- Политическая философия.
- Литература
- Глава 5. АРИСТОТЕЛЬ
- Космология.
- Психология.
- Этика.
- Литература
- Философия эпохи эллинизма
- Глава 6. ЭПИКУР
- Эпикуровское понимание философии.
- Физика.
- Литература
- Глава 7. философия стои
- Разделение философии.
- Этика.
- Литература
- Глава 8. СКЕПТИЦИЗМ
- Аркесилай у Карнеад
- Аркесилай (315 — 241 гг. до н.э)
- Скептицизм Энесидема и Агриппы
- Школа врачей-змпириков
- Литература
- Глава 9. Философия эпохи империи
- Неопифагореизм
- Неоплатонизм
- Плотин
- Литература
- Раздел III. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 1. ПАТРИСТИКА
- Ранняя патристика (II - III вв.)
- Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.)
- Зрелая патристика (IV-V вв.)
- Глава 2. СХОЛАСТИКА
- Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.).
- Петр Абеляр (1079— 1142 гг.)
- Гуго Сен-Викторского (ок. 1096— 1141 гг.
- Литература
- Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Оправдание материи и почитание природы.
- «Деварваризация».
- «Подлинное благочестие» — поиск живого контакта с Богом.
- Время великих открытий.
- Общие черты философии Возрождения
- Античный неоплатонизм
- Натурфилософский пантеизм.
- Данте
- Гуманисты Возрождения
- Добродетель-доблесть.
- Ренессансный неоплатонизм
- Николай Кузанский
- «Христология» Кузанца (Учение о «конкретном максимуме»).
- Флорентийская Платоновская академия
- Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494)
- Немецкий гуманизм и Реформация
- Реформация. 31 октября 1517 г.
- Мартин Лютер (1483 — 1546)
- Натурфилософия
- Джордано Бруно
- Долг философа.
- «Религия» Бруно.
- Вселенная.
- Атомы.
- Этика героического энтузиазма.
- Раздел V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 1. БЭКОН
- Новая логика и индукция.
- Литература
- Глава 2. ДЕКАРТ
- Учение о методе.
- Физика.
- Правила морали.
- Литература
- Глава 3. ГОББС
- Власть суверена.
- Проблема свободы.
- Религия и государство.
- Литература
- Глава 4. ПАСКАЛЬ
- Гносеология и методология.
- Для дефиниций.
- Для аксиом.
- Для доказательств.
- Литература
- Глава 5. СПИНОЗА
- Учение о человеке.
- Этика.
- Социально-политические взгляды.
- Глава 6. МАЛЬБРАНШ
- Теория бытия.
- Этика.
- Литература
- Глава 7. ЛОКК
- Теория познания.
- Политическая философия. Естественное состояние.
- Проблема терпимости в религии и морали.
- Литература
- Глава 8. ЛЕЙБНИЦ
- Монадология.
- Учение о материи.
- Глава 9. БЕРКЛИ
- Учение об абстракции.
- Учение о природе.
- Литература
- Глава 10. ЮМ
- Учение о причинности.
- Социальная философия.
- Религия.
- Литература
- Глава 11. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Шарль Луи Монтескье (1689—1775) родился в дворянской семье.
- Клод Адриан Гельвеций (1715— 1771) родился в семье придворного врача.
- Поль Анри Гольбах (1723— 1789) родился в Германии (Эдесхайм) в семье коммерсанта.
- Литература
- Глава 12. КАНТ
- Три основных вопроса философии
- Критика метафизических наук.
- Рассмотрение художественного творчества осуществляется Кантом в «Критике способности суждения».
- Социальная философия.
- Глава 13. ФИХТЕ
- Социальная философия.
- Литература
- Глава 14. ШЕЛЛИНГ
- Учение об искусстве.
- Теория Абсолюта.
- Положительная философия.
- Литература
- Глава 15. ГЕГЕЛЬ
- Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы
- Философия истории.
- Абсолютный дух.
- Раздел VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Глава 1. ШОПЕНГАУЭР
- Эстетическая концепция.
- Религия и теология.
- Глава 2. ФЕЙЕРБАХ
- Литература
- Глава 3. КЬЕРКЕГОР
- Религиозная стадия. «Телеологическое устранение этического» и определение «веры» через понятие «абсурда».
- Вера Авраама и тема молчания в философии Кьеркегора.
- Единичный индивид.
- Заключение: экзистенциализм Кьеркегора.
- Литература
- Глава 4. ГЕГЕЛЬЯНСТВО
- Фрэнсис Герберт Брэдли
- Александр Кожев (Кожевников) родился в Москве в 1902 г.
- Литература
- Глава 5. МАРКСИЗМ
- Карл Генрих Маркс родился в 1818 г. в Трире в семье прусского юриста еврейского происхождения.
- Критика идеологии.
- Литература
- Глава 6. Первый позитивизм
- Герберт Спенсер (1820— 1903) — весьма влиятельный представитель британского позитивизма.
- Литература
- Глава 7. Второй позитивизм
- Эрнст Мах
- Литература
- Глава 8. НЕОКАНТИАНСТВО
- Отто Либман (1840—1912)
- Марбургская школа
- Герман Коген (1842—1918) — основатель и главный теоретик Марбургской школы.
- Баденская школа
- Вильгельм Виндельбанд (1848— 1915)
- Генрих Риккерт (1863 — 1936) — ведущий теоретик Баденской школы.
- Литература
- Глава 9. НИЦШЕ
- Третий период.
- Переоценка ценностей.
- Глава 10. БЕРГСОН
- Творческая эволюция.
- Литература
- Глава 11. ПРАГМАТИЗМ
- Пирс родился в 1839 г. в Кембридже, штат Массачусетс.
- Дедукция, индукция и абдукция.
- Джеймс
- Дьюи
- Инструментализм Дж. Дьюи.
- Понятие истины в инструментализме Дж. Дьюи.
- Литература
- Глава 12. ПСИХОАНАЛИЗ
- Классический психоанализ 3. Фрейда.
- «Структурный» психоанализ Ж. Лакана.
- Литература
- Глава 13. ГУССЕРЛЬ
- Эдмунд Гуссерль родился в 1859 г. в Проснице (Моравия).
- Зрелая феноменология.
- Ступени феноменологической редукции.
- Поздняя феноменология.
- Литература
- Глава 14. ЯСПЕРС
- Философская вера Ясперса
- Литература
- Глава 15. ХАЙДЕГГЕР
- Хайдеггер и феноменология.
- Бытие-с (Mitsein) и Бытие-с-другими (Miteinandersein).
- «Бытийная история».
- Философская герменевтика. Ганс-Георг Гадамер (1900 — 2002).
- Литература
- Глава 16. CAPТP
- Экзистенциально-феноменологическая онтология.
- Послевоенная эволюция.
- Литература
- Глава 17. РАССЕЛ
- Литература
- Глава 18. ВИТГЕНШТЕЙН
- Область мистического.
- Поздний Витгенштейн — «Философские исследования».
- Литература
- Глава 19. ВЕНСКИЙ КРУЖОК
- Глава 20. Постпозитивизм
- Имре Лакатоса (1922— 1974) Настоящая фамилия — Липшиц
- Майкл Полани (1981 — 1976) ввел понятие «скрытого знания» (tacit knowledge)
- Курт Хюбнер (род. 1921) заострил вопрос о близости научного мышления к мифологическому и обусловленности науки каждой эпохи ее культурными особенностями
- Литература
- Глава 21. СТРУКТУРАЛИЗМ
- Проблема структуры.
- Структурализм в литературоведении и постструктурализм.
- Ролан Барт (1915— 1980)
- Глава 22. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- Жана Бодрийара (р. 1929)
- Литература
- Глава 23. РОРТИ
- Постмодернистский буржуазный либерализм и этноцентризм.
- Глава 24. ДЕННЕТ
- Деннет родился в Бостоне в 1942 г. в семье историка.
- Учение о сознании
- Глава 25. СЕРЛ
- Философия языка.
- Интенциональность.
- Дэвид Чалмерс
- Литература
- Глава 26. ПИНКЕР
- Концепция культуры.
- Раздел VII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Древняя Русь и философия.
- Религиозное западничество.
- Философский пессимизм.
- Философия марксизма.
- «От марксизма к идеализму».
- Русский религиозно-философский ренессанс.
- Софиология и философия свободы.
- Булгаков
- С. Л. Франк и Н. О. Лосский
- Н. А. Бердяев
- Философия имени.
- Философский символизм.
- Г. Г. Шпет
- Философская ситуация в России после 1917 г.
- М. М. Бахтин
- СОДЕРЖАНИЕ