Этика.
Этика. Свое этическое учение Мальбранш подразделяет на две части: первая из них посвящена добродетели, вторая — нравственным обязанностям. Поскольку человек — разумное существо, то он тем добродетельнее, тем совершеннее, чем более приобщен к Божественному разуму, управляющему всем миром. Единственная добродетель, по мнению французского философа, состоит в повиновении Божественному закону или, что то же самое, в любви к высшему порядку, заключающему отношения совершенства. «Любовь к Порядку — не просто главная из моральных добродетелей, это единственная добродетель: это основная, фундаментальная, универсальная добродетель» (3: 11, 28), Обретение добродетели Мальбранш связывает с выполнением ряда условий. Человеку необходимо обладать определенными качествами (или «привычками») ума, без которых добродетель недоступна. Эти особые качества именуются французским мыслителем: 1) силой ума, 2)свободой ума и 3) послушанием. Сила, или могущество, ума состоит в умении поддерживать внимание, останавливать его на ясных и отчетливых идеях. Познание отношений совершенства, составляющих высший порядок, невозможно без внимательного рассмотрения ясных идей. «Без работы внимания... душа будет жить в ослеплении и беспорядке, так как естественно, вовсе нет другого пути, чтобы достичь света, который должен нас вести» (3: 11, 61). Свобода ума, по Мальбраншу, — такое качество, которое позволяет задерживать согласие или несогласие с некоторым положением, требующим дополнительного исследования. Свобода ума необходима, чтобы не принимать преждевременных решений в запутанных вопросах. Послушание Божественному закону — необходимое дополнение могущества и свободы ума. Ведь знания природы блага еще недостаточно, чтобы стать добродетельным, требуются еще готовность и стремление следовать ему. Нравственные обязанности французский философ подразделяет на три вида: 1)обязанности по отношению к Богу, 2)по отношению к другим людям, 3)по отношению к самому себе. Обязанности по отношению к Богу довольно многочисленны. К ним относятся: считать только Бога причиной нашего счастья; бояться одного только Бога; благодарить Бога за открытые им человеку знания и т. д. Нравственные обязанности по отношению к другим людям сводятся к трем основным: а)уважению, б)доброжелательству, в)почте-нию к властям и подчинению им. Нравственные обязанности по отношению к самому себе заключаются в том, чтобы стремиться к самосовершенствованию и счастью.
Существенной особенностью творчества Мальбранша является его стремление использовать картезианскую философию для защиты христианского вероучения. По его мнению, истинная философия способствует распространению религии, поскольку «ниспровергает все доводы вольнодумцев, установив свой самый высший принцип, совершенно согласный с первым принципом христианской религии, а именно: что должно любить и бояться только одного Бога» (1:2, 326).
Мальбранша справедливо считают крупнейшим картезианцем. Он принимает онтологический дуализм (дух — материя) Декарта, его учение о методе, представления о роли и назначении чувств, о природе и функциях рассудка, о субъективности «чувственных качеств» и др. Вместе с тем не следует недооценивать оригинальность философии Мальбранша: неповторимое своеоб-
315
разие ей придают в первую очередь его теория окказиональных причин и учение о «видении вещей в Боге».
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Особенности индийской философии.
- Зарождение аргументации.
- Шраманская эпоха
- Шраманы.
- Адживики.
- Неортодоксальные школы индийской философии
- Джайнизм
- Махавира Вардхамана.
- Дигамбары и шветамбары.
- Канон.
- Путь Освобождения.
- Буддизм
- Виджнянавада.
- Вайбхашика
- Саутрантика
- Локаята-чарвака
- Этика.
- Ортодоксальные школы индийской философии
- Ньяя
- Вайшешика
- Категории.
- Санкхья
- Дуализм.
- Проявление мира.
- Познание.
- Освобождение.
- Йога
- Путь освобождения.
- Познание.
- Миманса
- Дхарма.
- Познание.
- Веданта
- Адвайта-веданта.
- «Бхагавадгита»
- Карма-йога.
- Джняна-йога.
- Бхакти-йога.
- Глава 2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Конфуцианство
- Конфуций.
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Моизм
- Небо.
- Человек.
- Общество.
- Школа имен
- Легизм
- Общество.
- Полемика с конфуцианством.
- Даосизм
- «Дао дэ цзин».
- Общество.
- «Чжуан-цзы».
- Литература
- Раздел II. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
- Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 2.Классический (философия «классической Греции»):
- 3.Эллинистический период подразделяется на два этапа:
- Глава 2. «ДОСОКРАТИКИ»
- Античная философская классика
- Глава 3. СОФИСТЫ И СОКРАТ
- Литература
- Глава 4. ПЛАТОН
- Душа.
- Космология.
- Политическая философия.
- Литература
- Глава 5. АРИСТОТЕЛЬ
- Космология.
- Психология.
- Этика.
- Литература
- Философия эпохи эллинизма
- Глава 6. ЭПИКУР
- Эпикуровское понимание философии.
- Физика.
- Литература
- Глава 7. философия стои
- Разделение философии.
- Этика.
- Литература
- Глава 8. СКЕПТИЦИЗМ
- Аркесилай у Карнеад
- Аркесилай (315 — 241 гг. до н.э)
- Скептицизм Энесидема и Агриппы
- Школа врачей-змпириков
- Литература
- Глава 9. Философия эпохи империи
- Неопифагореизм
- Неоплатонизм
- Плотин
- Литература
- Раздел III. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 1. ПАТРИСТИКА
- Ранняя патристика (II - III вв.)
- Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.)
- Зрелая патристика (IV-V вв.)
- Глава 2. СХОЛАСТИКА
- Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — после 877 гг.).
- Петр Абеляр (1079— 1142 гг.)
- Гуго Сен-Викторского (ок. 1096— 1141 гг.
- Литература
- Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Оправдание материи и почитание природы.
- «Деварваризация».
- «Подлинное благочестие» — поиск живого контакта с Богом.
- Время великих открытий.
- Общие черты философии Возрождения
- Античный неоплатонизм
- Натурфилософский пантеизм.
- Данте
- Гуманисты Возрождения
- Добродетель-доблесть.
- Ренессансный неоплатонизм
- Николай Кузанский
- «Христология» Кузанца (Учение о «конкретном максимуме»).
- Флорентийская Платоновская академия
- Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494)
- Немецкий гуманизм и Реформация
- Реформация. 31 октября 1517 г.
- Мартин Лютер (1483 — 1546)
- Натурфилософия
- Джордано Бруно
- Долг философа.
- «Религия» Бруно.
- Вселенная.
- Атомы.
- Этика героического энтузиазма.
- Раздел V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 1. БЭКОН
- Новая логика и индукция.
- Литература
- Глава 2. ДЕКАРТ
- Учение о методе.
- Физика.
- Правила морали.
- Литература
- Глава 3. ГОББС
- Власть суверена.
- Проблема свободы.
- Религия и государство.
- Литература
- Глава 4. ПАСКАЛЬ
- Гносеология и методология.
- Для дефиниций.
- Для аксиом.
- Для доказательств.
- Литература
- Глава 5. СПИНОЗА
- Учение о человеке.
- Этика.
- Социально-политические взгляды.
- Глава 6. МАЛЬБРАНШ
- Теория бытия.
- Этика.
- Литература
- Глава 7. ЛОКК
- Теория познания.
- Политическая философия. Естественное состояние.
- Проблема терпимости в религии и морали.
- Литература
- Глава 8. ЛЕЙБНИЦ
- Монадология.
- Учение о материи.
- Глава 9. БЕРКЛИ
- Учение об абстракции.
- Учение о природе.
- Литература
- Глава 10. ЮМ
- Учение о причинности.
- Социальная философия.
- Религия.
- Литература
- Глава 11. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Шарль Луи Монтескье (1689—1775) родился в дворянской семье.
- Клод Адриан Гельвеций (1715— 1771) родился в семье придворного врача.
- Поль Анри Гольбах (1723— 1789) родился в Германии (Эдесхайм) в семье коммерсанта.
- Литература
- Глава 12. КАНТ
- Три основных вопроса философии
- Критика метафизических наук.
- Рассмотрение художественного творчества осуществляется Кантом в «Критике способности суждения».
- Социальная философия.
- Глава 13. ФИХТЕ
- Социальная философия.
- Литература
- Глава 14. ШЕЛЛИНГ
- Учение об искусстве.
- Теория Абсолюта.
- Положительная философия.
- Литература
- Глава 15. ГЕГЕЛЬ
- Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы
- Философия истории.
- Абсолютный дух.
- Раздел VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Глава 1. ШОПЕНГАУЭР
- Эстетическая концепция.
- Религия и теология.
- Глава 2. ФЕЙЕРБАХ
- Литература
- Глава 3. КЬЕРКЕГОР
- Религиозная стадия. «Телеологическое устранение этического» и определение «веры» через понятие «абсурда».
- Вера Авраама и тема молчания в философии Кьеркегора.
- Единичный индивид.
- Заключение: экзистенциализм Кьеркегора.
- Литература
- Глава 4. ГЕГЕЛЬЯНСТВО
- Фрэнсис Герберт Брэдли
- Александр Кожев (Кожевников) родился в Москве в 1902 г.
- Литература
- Глава 5. МАРКСИЗМ
- Карл Генрих Маркс родился в 1818 г. в Трире в семье прусского юриста еврейского происхождения.
- Критика идеологии.
- Литература
- Глава 6. Первый позитивизм
- Герберт Спенсер (1820— 1903) — весьма влиятельный представитель британского позитивизма.
- Литература
- Глава 7. Второй позитивизм
- Эрнст Мах
- Литература
- Глава 8. НЕОКАНТИАНСТВО
- Отто Либман (1840—1912)
- Марбургская школа
- Герман Коген (1842—1918) — основатель и главный теоретик Марбургской школы.
- Баденская школа
- Вильгельм Виндельбанд (1848— 1915)
- Генрих Риккерт (1863 — 1936) — ведущий теоретик Баденской школы.
- Литература
- Глава 9. НИЦШЕ
- Третий период.
- Переоценка ценностей.
- Глава 10. БЕРГСОН
- Творческая эволюция.
- Литература
- Глава 11. ПРАГМАТИЗМ
- Пирс родился в 1839 г. в Кембридже, штат Массачусетс.
- Дедукция, индукция и абдукция.
- Джеймс
- Дьюи
- Инструментализм Дж. Дьюи.
- Понятие истины в инструментализме Дж. Дьюи.
- Литература
- Глава 12. ПСИХОАНАЛИЗ
- Классический психоанализ 3. Фрейда.
- «Структурный» психоанализ Ж. Лакана.
- Литература
- Глава 13. ГУССЕРЛЬ
- Эдмунд Гуссерль родился в 1859 г. в Проснице (Моравия).
- Зрелая феноменология.
- Ступени феноменологической редукции.
- Поздняя феноменология.
- Литература
- Глава 14. ЯСПЕРС
- Философская вера Ясперса
- Литература
- Глава 15. ХАЙДЕГГЕР
- Хайдеггер и феноменология.
- Бытие-с (Mitsein) и Бытие-с-другими (Miteinandersein).
- «Бытийная история».
- Философская герменевтика. Ганс-Георг Гадамер (1900 — 2002).
- Литература
- Глава 16. CAPТP
- Экзистенциально-феноменологическая онтология.
- Послевоенная эволюция.
- Литература
- Глава 17. РАССЕЛ
- Литература
- Глава 18. ВИТГЕНШТЕЙН
- Область мистического.
- Поздний Витгенштейн — «Философские исследования».
- Литература
- Глава 19. ВЕНСКИЙ КРУЖОК
- Глава 20. Постпозитивизм
- Имре Лакатоса (1922— 1974) Настоящая фамилия — Липшиц
- Майкл Полани (1981 — 1976) ввел понятие «скрытого знания» (tacit knowledge)
- Курт Хюбнер (род. 1921) заострил вопрос о близости научного мышления к мифологическому и обусловленности науки каждой эпохи ее культурными особенностями
- Литература
- Глава 21. СТРУКТУРАЛИЗМ
- Проблема структуры.
- Структурализм в литературоведении и постструктурализм.
- Ролан Барт (1915— 1980)
- Глава 22. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- Жана Бодрийара (р. 1929)
- Литература
- Глава 23. РОРТИ
- Постмодернистский буржуазный либерализм и этноцентризм.
- Глава 24. ДЕННЕТ
- Деннет родился в Бостоне в 1942 г. в семье историка.
- Учение о сознании
- Глава 25. СЕРЛ
- Философия языка.
- Интенциональность.
- Дэвид Чалмерс
- Литература
- Глава 26. ПИНКЕР
- Концепция культуры.
- Раздел VII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Древняя Русь и философия.
- Религиозное западничество.
- Философский пессимизм.
- Философия марксизма.
- «От марксизма к идеализму».
- Русский религиозно-философский ренессанс.
- Софиология и философия свободы.
- Булгаков
- С. Л. Франк и Н. О. Лосский
- Н. А. Бердяев
- Философия имени.
- Философский символизм.
- Г. Г. Шпет
- Философская ситуация в России после 1917 г.
- М. М. Бахтин
- СОДЕРЖАНИЕ