Измерение и сравнение
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Огромное значение измерений для науки отмечали многие видные ученые. Например, Д. И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как начинают измерять». А известный английский физик В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить)22.
В основе операции измерения лежит сравнение23 объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке математические средства и создает предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в связи с измерением. В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении, он затем стал успешно применяться в правоведении, социологии, истории, биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и т.п. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные.
Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта).
Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и т. п.). К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п.).
По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает менее точный результат.
С прогрессом науки продвигается вперед и измерительная техника. Наряду с совершенствованием существующих измерительных приборов, работающих на основе традиционных утвердившихся принципов (замена материалов, из которых сделаны, детали прибора, внесение в его конструкцию отдельных изменений и т. д.), происходит переход на принципиально новые, конструкции измерительных устройств, обусловленные новыми теоретическими предпосылками. В последнем случае создаются приборы, в которых находят реализацию новые научные достижения.
Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем, как уже отмечалось выше, часто открывает новые пути совершенствования самих измерений.
- Часть I. Научное познание и его особенности 10
- Часть II. Общенаучные методы познания 29
- Часть III. Методология историко-социальной науки 61
- Часть IV. Специально-исторические методы познания 120
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории 128
- Вместо предисловия
- Часть I. Научное познание и его особенности
- Методы научного познания и их классификация
- Роль философии в научном познании
- Часть II. Общенаучные методы познания Диалектический метод познания, и его применение
- Исторический метод познания
- Наблюдение и описание
- Эксперимент
- Измерение и сравнение
- Абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Аналогия и моделирование
- Часть III. Методология историко-социальной науки
- Формационный подход в понимании исторического процесса
- Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности
- Цивилизационная теория
- Нетрадиционные подходы в современном обществознании35
- Интегративная модель исторической динамики н.С. Розова
- Русский космизм
- Часть IV. Специально-исторические методы познания
- Синхронный метод
- Хронологический метод
- Диахронный метод или метод периодизации
- Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический)
- Метод исторического моделирования (ретроспективный)
- Структурно-системный метод
- Метод актуализации
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории
- Статистический (математический) метод
- Метод конкретных социальных исследований
- Методы социальной психологии
- Приложение Примерная тематика рефератов, курсовых работ и дипломных работ по специальности «Социальная работа»
- Примерные темы кандидатских и докторских диссертаций по специальности 07.00.02. – Отечественная история
- Литература Основная рекомендуемая литература
- Дополнительная рекомендуемая литература