Вместо предисловия
Известно, за нарушение норм человеческого общежития мстят социально-экономические и политические законы. И это, к сожалению, подтвердилось после распада СССР и образования на его территории новых 15 независимых государств. За период катастрофического социального эксперимента с 1985 по 2005 год Россия потеряла не только статус сверхдержавы, но и утратила значительную часть своей территории, вернувшись к своим границам примерно ХVII века. Уровень безопасности нашей все еще державы понизился до едва приемлемого уровня, за которым начинается состояние перманентной не отражаемой агрессии и распада страны. По материальным потерям этот период сравним с потерями России в двух мировых войнах (для нас 1914-1917 и 1941-1945) и гражданской войне (1918-1920). Уровень жизни 90 процентов населения резко упал и все начало ХХI века продолжает падать, несмотря на радужные рапорты правительственных ведомств. Моральные и нравственные потери неизмеримы. Они колоссальны. Под вопрос поставлено даже сохранение нашей культуры и национального наследия, на базе которого только и возможно создать подлинное величие нации. Мы не умеем защитить свое будущее – детей России. По признанию спикера Госдумы Бориса Грызлова, в нашей стране почти 6 млн. несовершеннолетних живут в социально неблагоприятных условиях, т.е. каждый пятый из 30 млн. несовершеннолетних. У нас 4 млн. беспризорных детей. В два раза больше, чем после Гражданской войны.
Олигархи современной России выбрали либеральную модель развития общества, которая привела к неравному развитию всех сфер жизни общества: политической, социальной, экономической и духовной; к появлению разных социальных групп, к скрытому или открытому антагонизму среди части из них.
Специфическими особенностями современной России стали: 1) интеллект страны задавлен другим интеллектом (государственной системой, где небольшие группы людей навязывают свои идеи обществу, т.е. идет своего рода игра с потушенным фонарем); 2) известно, общество двигает голод, страх, совесть. В современной России работает экономический механизм воспроизводства бедности: а) через уравнительно-грабительский принцип оплаты труда; б) через налоги, ценообразования на энергоресурсы, реформы (ЖКХ, образования и пр.) происходит перераспределение богатств в пользу олигархов; в) через ограбление под видом внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. В результате «индустриальный желудок» Запада, Китая и других стран перемалывает природное сырье и народные капиталы России; г) через моральную, социальную, профессиональную, национально-территориальную, духовную и социально-демографическую дифференциацию.
Этот всеобщий механизм воспроизводства в обществе на одном полюсе бедности, а на другом богатства соответствует идеологии внеэкономического принуждения, создал опасность возвращения к антиэтике обманутых и запутанных людей. Тенденция заменить гражданственность, мораль законами привела к дегуманизации многих видов деятельности. В результате интересы трудящихся учитываются настолько, насколько это способствует поддержанию интересов власти, предприятия, учреждения, корпорации. Трудящиеся стремятся улучшить свое положение безотносительно к интересам предприятия, учреждения, корпорации. Таких же позиций они придерживаются и по отношению к обществу в целом. Вместе с тем успех или неудача общества зависит от того, как оно решает ключевую проблему взаимоотношений между занятостью и вознаграждением, трудовой средой, образованием, здравоохранениям, досугом.
Разрушение советского жизнеустройства и ликвидация советского государства сбросили Россию в самый глубокий и затяжной кризис из известных в истории Нового времени. Несмотря на необычайную, не ожидаемую специалистами устойчивость главных систем жизнеобеспечения, созданных в советский период, страна движется к хозяйственной, социальной и политической катастрофе. Ресурсы производственной системы конечны, и без капиталовложений они рано или поздно начнут давать сбои, которые приведут к валу отказов и аварий. Из-за физического и морального износа техники и снижения квалификации кадров упадет ниже допустимого уровня оборонный потенциал. С утратившей жизненную силу страной по-иному станут разговаривать нынешние хозяева мира, охваченные страхом перед нехваткой природных ресурсов для «золотого миллиарда».
Что происходит со страной?
Почему большинству стало жить плохо, почему размеры страны уменьшаются, почему всех нас не покидает тревога? Почему мы не можем быть уверены за своих детей и даже за свое завтра? Почему мы вновь чувствуем, что нам лгут? Почему уши слышат одно, а глаза видят другое? Что происходит, в чем причина?
Вопросы просты, как жизнь, и так же сложны. Они – поиск ответа на вопросы: как же быть, как уберечь своих детей от безумия нынешних правителей по обнищанию россиян.
В результате в общественно-политической и научной среде возрос интерес к таким проблемам, как социальное равенство и социальная неоднородность; социальная сфера и социальная справедливость; социальная политика и ее модели, включая социально-сильную политику государства: соотношение территориальных и конъюнктурных приоритетов и пути выравнивания территориально-поселенческих приоритетов; идеологические, политические, экономические, культурные, морально-этические, демографические последствия реформ в России; выявления степени опасности генетического вырождения россиян вследствие истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, и пр.
Следует иметь в виду то, что в современных условиях осуществляется резкий переход стадий научно-технического прогресса к его более высокой фазе – интеллектуальной. С проблемой использования интеллектуального ресурса связаны все ключевые проблемы современности: экологические, политические, экономические, социальные.
Все крупные достижения человечества в своей основе имели новые революционные, пионерные изобретения. Следовательно, перед современным обществом, в т.ч. и российским, стоит задача через направленный отбор мысли перейти к механизму прогресса, к созданию нового безопасного будущего, способного к выживанию и развитию. Как верно заметил древний языческий римский поэт Вергилий: «Выбирая Богов, мы выбираем судьбу».
Однако в современных условиях сделать это непросто.
Постоянно нарастающий вихрь мировых событий, в т.ч. и в России, оказывает такой напор на сознание современного человека, что сам по себе может привести к искажению способности их правильного восприятия и анализа. А если при этом учесть лживость и продажность СМИ, навязывание предвзятой интерпретации, сокрытие и умолчание определенных фактов, популяризацию пустого «разнообразия мнений» и злонамеренные приемы манипуляции общественным сознанием, становится ясно, как трудно сегодня любому из нас составить правильное суждение о социальных и политических явлениях прошлого и настоящего, особенно конца ХХ – начала ХХI столетий.
Чтобы судить о том, что на самом деле происходит на Земле, надо непременно как бы оторваться от нее и постараться внимательно наблюдать оттуда, как бы сверху, сразу со всех сторон, во всех временах, сразу всю, ибо как следует до конца можно понять то или иное историческое явление только тогда, когда оно разовьется до конца, дойдет до предела. Однако мы живем в эпоху катастроф, в эпоху катастрофического «падения» (или утраты) фактов и живучести на них выросших иллюзий. В такие эпохи вопросы цели, вопросы идеологии, вопросы смысла ставятся особенно остро и неотложно. Они в корни противоположны идеологии механистического рационализма: не думать о цели, довольствоваться меню сегодняшнего дня, жить по карточкам и требовать, чтобы по этим карточкам больше получить.
Чтобы искать ответы, надо задавать вопросы. И дело во все не в том, чтобы найти правильный ответ, а дело в том, чтобы поставить грамотно вопрос.
Однако специфика исторического познания в относительности критериев истинности и достоверности. Исторические знание и предлагаемый им образ прошлого в силу субъективности исследователя и субъективности исторических свидетелей всегда субъективны, частичны в своей полноте и относительны в своей истинности. Поэтому любая концепция исторического процесса предопределена и обусловлена тем, как представляет себе ее автор. Истина же внутри истории не имеет кульминационной точки, никогда не завершается, всегда пребывает в динамике и становлении, будучи устремленной сквозь историю в вечность. Словом «истина» всегда в движении.
Историческая наука – это мир, в котором есть три «нет»: нет запретных зон, нет кумиров, нет вершин познания. Она начинается там, где кончается вера, – с сомнения и неверия. Веру можно определить как бессознательную потребность, вложенную природой в натуру человека. Эта потребность представляет из себя страшную силу. Прививая людям ту или иную веру, можно руководить их поступками, регулировать и направлять их деятельность, усиливать или ослаблять могущество государства, уменьшать или увеличивать количество их населения, совершенно разрушать человеческие общества и создавать новые. Тысячи, десятки тысяч царств, племен, народов и культур создавались, существовали, разрушались и уничтожались с помощью и непосредственном содействии веры.
Вера может приносить человеку добро и зло. Поэтому задача людей сводится к тому, чтобы обезвредить ее и заставить служить во свое благо. Для этого безграничная силища веры втискивается в узкие рамки религии, разных государственных идеологий, которые отдаются в распоряжении государственной власти.
Однако религии и идеократии так же базируются на вере.
Я не хочу оскорбить людей, которые верят в то, что «человека создал бог», марксистскую гипотезу «человека создал труд». Но почему христиане и коммунисты объявляли войну генетики? Потому что генетика разрушала их фундамент – принцип равенства; создание Богом из ребра Адама женщину (должен был быть мужчина – М.С.) Еву, отрицает наследование благоприобретенных признаков. Генетика доказала, что все люди от рождения не равны ни по умственным, ни по физическим, ни по психическим, ни по моральным способностям. Следовательно, в обществе из-за различной генетики существует неравенство: а) людей; б) этносов; в) рас. Поэтому можно говорить, решать проблему лишь о равенстве возможностей. Однако из-за неравных от рождения людей автоматически происходит неравенство результатов, а, следовательно, невозможно на Земле для всех людей положительно решить проблемы справедливости, свободы и братства.
Зачем придумывают монотеизм (однобожие), идеократию? Во-первых, для обрезания знания у народа и оглупления толпы с целью упрощения управления этой толпой. Во-вторых, как оружие против языческого многобожия разных народов с их национальной разновидностью. Словом, монотеизмом (однобожием) и атеизмом уродуется многоцветная, многополярная, многосиловая картина мира.
Вся история цивилизации – это борьба за знания и со знанием. Прогресс и регресс определялся способностью людей производить, накапливать и использовать знания. Подчеркнем, все крупные достижения человечества в своей основе имели новое революционное знание, новые пионерные изобретения. Поэтому интеллектуальный ресурс – самый ценный ресурс любого общества, любой цивилизации. Известно, интеллект может служить человечеству на благо и во зло. Поэтому по-прежнему остается животрепещущей, рискованной проблема выбора методологии и методик исторических исследований, ибо от них зависит решение! И в этом смысле можно согласиться с Джорджем Оруэллом: «Тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое» (1984).
В ХХ столетии было сделано около 90% всех научно-технических достижений. В результате произошла невиданная материализация знаний. Так, например, если весь объем знания естествознания принять за 100%, то из них примерно 95% занимают все не живое, косный мир. Знания о живом веществе составляют менее 5 %, о человеке – менее 1%. Можно согласиться с Е.Н. Мельниковой в том, что интеллект создал мир, в котором мы живем1. С учетом вышеизложенного и построено содержание нашего учебного пособия, предназначенного для исследователей, студентов, мыслящих людей. «Методология историко-социальных наук» построена таким образом, чтобы можно было познакомиться с основными и нетрадиционными методологическими школами в современном обществознании, общенаучными и историческими методами. В пособии предложены темы научной работы, помещена библиография.
Часть разделов пособия изложена по учебному пособию В.Г. Немировского, Д.Д. Невирко, С.В. Гришаева «Социология: классические и постклассические подходы к анализу социальной реальности».
Кроме того, использовались учебные пособия и монографии В.М. Вильчека, В.В. Иванова, В.Л. Калашникова, Н.Н. Маслова, А.М. Сахарова и других исследователей, с которыми читатель может познакомиться либо в подстрочных примечаниях, либо в библиографии.
Автор. Март 2006 г.
- Часть I. Научное познание и его особенности 10
- Часть II. Общенаучные методы познания 29
- Часть III. Методология историко-социальной науки 61
- Часть IV. Специально-исторические методы познания 120
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории 128
- Вместо предисловия
- Часть I. Научное познание и его особенности
- Методы научного познания и их классификация
- Роль философии в научном познании
- Часть II. Общенаучные методы познания Диалектический метод познания, и его применение
- Исторический метод познания
- Наблюдение и описание
- Эксперимент
- Измерение и сравнение
- Абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Аналогия и моделирование
- Часть III. Методология историко-социальной науки
- Формационный подход в понимании исторического процесса
- Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности
- Цивилизационная теория
- Нетрадиционные подходы в современном обществознании35
- Интегративная модель исторической динамики н.С. Розова
- Русский космизм
- Часть IV. Специально-исторические методы познания
- Синхронный метод
- Хронологический метод
- Диахронный метод или метод периодизации
- Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический)
- Метод исторического моделирования (ретроспективный)
- Структурно-системный метод
- Метод актуализации
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории
- Статистический (математический) метод
- Метод конкретных социальных исследований
- Методы социальной психологии
- Приложение Примерная тематика рефератов, курсовых работ и дипломных работ по специальности «Социальная работа»
- Примерные темы кандидатских и докторских диссертаций по специальности 07.00.02. – Отечественная история
- Литература Основная рекомендуемая литература
- Дополнительная рекомендуемая литература