Синхронный метод
Этот метод предполагает изучение различных событий и явлений, одновременно происходивших в обществе. Необходимость такого подхода к анализу исторического процесса определяется, прежде всего, пестрой, разнообразием и сложностью явлений, свершающихся в одно и то же время. Изучение каждого из них в отдельности чревато преувеличением или преуменьшением его значения, утратой способности правильно определить его роль и место среди других явлений, а отсюда – его абсолютизацией. Нет необходимости доказывать, что это приводит к субъективному представлению о явлении. Кроме того, применение синхронного метода диктуется сложностью связей и взаимодействий между явлениями и процессами, происходящими в общественной жизни.
Чтобы правильно понять явление или процесс, надо рассмотреть и проследить все связи и «переходы», уловить взаимодействия и взаимозависимости. Чтобы вскрыть причины возникновения и характер одного события, необходимо исследовать множество других. Изучая, например, историю одной забастовки, следует проанализировать экономическое положение страны и отраслей ее промышленности, рабочую политику правительства и взаимоотношения предпринимателей и рабочих, состояние политической и экономической организации пролетариата, роль рабочей партии и профсоюзов, влияние оппортунистических течений на рабочий класс и его слои, уровень пролетарской солидарности и т.д. и т.п. На основе синхронного метода исследователь как бы анатомирует общественный организм и получает его «поперечный срез» относительно исторического времени.
- Часть I. Научное познание и его особенности 10
- Часть II. Общенаучные методы познания 29
- Часть III. Методология историко-социальной науки 61
- Часть IV. Специально-исторические методы познания 120
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории 128
- Вместо предисловия
- Часть I. Научное познание и его особенности
- Методы научного познания и их классификация
- Роль философии в научном познании
- Часть II. Общенаучные методы познания Диалектический метод познания, и его применение
- Исторический метод познания
- Наблюдение и описание
- Эксперимент
- Измерение и сравнение
- Абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Аналогия и моделирование
- Часть III. Методология историко-социальной науки
- Формационный подход в понимании исторического процесса
- Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности
- Цивилизационная теория
- Нетрадиционные подходы в современном обществознании35
- Интегративная модель исторической динамики н.С. Розова
- Русский космизм
- Часть IV. Специально-исторические методы познания
- Синхронный метод
- Хронологический метод
- Диахронный метод или метод периодизации
- Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический)
- Метод исторического моделирования (ретроспективный)
- Структурно-системный метод
- Метод актуализации
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории
- Статистический (математический) метод
- Метод конкретных социальных исследований
- Методы социальной психологии
- Приложение Примерная тематика рефератов, курсовых работ и дипломных работ по специальности «Социальная работа»
- Примерные темы кандидатских и докторских диссертаций по специальности 07.00.02. – Отечественная история
- Литература Основная рекомендуемая литература
- Дополнительная рекомендуемая литература