9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
Кинизм (основатели - Антиcфен из Афин, ок. 450 - ок. 360 гг. до н.э. и Диоген Синопский - умер ок. 330-320 гг. до н.э.) возник как движение социального протеста среди людей, считавших себя незаслуженно обиженными существовавшей тогда общественной системой. Так, Антиcфен был незаконнорожденным и не мог пользоваться многочисленными правами и привилегиями, дававшимися свободным афинским гражданам. Идеология кинизма предполагает демонстративное неуважение к существующим в обществе законам, обычаям и ценностям, стремление жить автономно, независимо от окружающего мира. Такая независимость, самодостаточность, апатия и безразличие ко всему получила название “автаркия”. В отношении к человеческим потребностям автаркия проявилась в аскетизме - стремлении не зависеть от них, обходиться самым минимальным набором материальных благ. Так, о Диогене Синопском рассказывали, что он жил в бочке (на самом деле так могли называть небольшую хижину), имел очень мало вещей и считал по-настоящему счастливым и свободным только того, кто почти полностью свободен от потребностей. С точки зрения киников подлежат удовлетворению только самые необходимые, насущные материальные потребности человека, причем это улучшает условия для развития более возвышенных духовных потребностей.
Ограничение материальных потребностей, аскетизм использовался многими религиозными и общественными движениями после киников. В христианстве это юродство, странничество и монашество. В XX в. элементы идеологии киников - прежде всего пренебрежение материальными благами и ограничение в удовлетворении потребностей - заметны в таких проявлениях социального протеста, как движение хиппи и панков. Специалистам по сервису и в наши дни иногда приходится сталкиваться с элементами кинической идеологии в отношениях клиентов к миру вещей, человеческим потребностям и услугам. Эти тенденции в настроениях потребителей противостоят идеологии “общества массового потребления” и ориентируют людей на максимальное ограничение в потреблении материальных благ, даже в ущерб нормальному существованию личности.
Эпикурейство. Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя - эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ - получение удовольствия. “Мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни”. Удовольствие является следствием удовлетворения потребностей. Но не все потребности будет разумно удовлетворять, не все удовольствия имеют для человека равную ценность: “Нет, не попойки и кутежи непрерывные... не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение... “. Согласно Эпикуру, наиболее ценные и важные для человека удовольствия дают дружба и познание мира. Им провозглашает большая ценность духовных и творческих потребностей по сравнению с чисто потребительскими и материальными.
В последующие века идеи Эпикура были искажены. В настоящее время под эпикурейством обычно понимают безудержную погоню за удовольствиями и наслаждениями, пустое “прожигание” жизни. В действительности греческий философ мыслил гораздо масштабнее. Он одним из первых поставил проблему формирования потребностей и ограничения тех из них, которые препятствуют творческому развитию человеческой личности.
Скептицизм (основатель - Пиррон из Элиды, ок. 360 - ок. 275/270 гг. до н.э.) впервые в истории европейской мысли усомнился в возможностях достоверного познания мира человеком. После скептиков представление об ограниченности разума, неспособности человека понять сущность окружающего мира получает широкое распространение в европейской культуре. Школа скептиков впервые заявила, что потребность в достоверном познании мира, по-видимому, вообще не может быть удовлетворена. Ученый (да и любо человек) должен поэтому воздерживаться от категорических суждений и может высказывать только субъективные мнения. Стремление к разуму и истине, столь популярное в период расцвета античной цивилизации, оказалось иллюзорным, человек не способен удовлетворить потребность в познании. Фрустрация этой потребности может быть смягчена только состоянием атараксии, т.е. невозмутимости и безразличия ко всему окружающему.
Стоицизм, основанный Зеноном из Китиона (336-264 гг. до н.э.), был особенно популярен в Риме эпохи империи. Он стал идеологией периода упадка и глубоких общественных конфликтов. В условиях постоянной угрозы благополучию, здоровью и самой жизни любого человека - от нищего до царя - совершенно не удовлетворялась потребность в безопасности. При постоянной фрустрации этой потребности стоики объявили единственно разумным мировоззрением спокойную, мудрую покорность року, судьбе. Истинными ценностями считались здоровье, сила и выносливость, с которыми связаны базовые потребности человека. Роскошь и богатство, как и в кинизме, объявлялись бесполезными. Человеческое поведение было ориентировано на бесстрастную покорность судьбе, удовлетворение только самых основных потребностей. Аскетическое отношение к жизни объединяло стоицизм и кинизм. Однако в отличие от эпикурейцев и киников стоики видели свой долг в активной общественной деятельности. Высшие потребности в осмысленности человеческого бытия они реализовывали через заботу о благе государства и о своих согражданах, защиту империи от вторжений иноземцев. Наиболее ярким теоретиком и практиком стоицизма был римский император Марк Аврелий (121--180 гг. н.э.).
Таким образом, у стоиков духовные потребности считались выше материальных, а общественные - выше личных. Это мировоззрение противостоит упрощению потребностей, сведению их только к базовым и самым примитивным (как делали киники). В наше время значительные группы потребителей - например политизированная часть населения - занимают похожую позицию. Она особенно усиливается в периоды острых социальных конфликтов и нестабильности в обществе.
В целом можно сделать вывод, что в Древней Греции не только в полной мере сформировались основные группы человеческих потребностей, но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях этой эпохи. Возникшие тогда представления в несколько измененном виде мы встречаем у потребителей в современном обществе. Однако до научного анализа соотношения материальных и духовных, личных и общественных, рутинных и творческих потребностей грекам было еще далеко. Следующий крупный скачок в осмыслении потребностей оказался под силу только мыслителям эпохи Возрождения.
- 1) Мировоззрение, его структура и функции.
- 2) Мифология как тип мировоззрения.
- 3)Религия как тип мировоззрения.
- 4) Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.
- 5) Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.
- 6) Сократ, его роль в античной философии
- 7) Философия Платона.
- 2 Стабильные формы госуд: аристократия и монархия.
- 8) Философия Аристотеля.
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- Учение о государстве
- 9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
- 10) Средневековая философия: возникновение, характерные черты.
- 11) Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до ф. Аквинского).
- 13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
- 14) Философия т. Гоббса.
- 15) Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.
- 16) Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 17) Философский скептицизм д. Юма
- 18) Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.
- 19) Философия Просвещения о человеке и обществе.
- 20) Философия Канта.
- 21) Философия Гегеля. В тетради
- 23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
- 25) Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).
- 27) Философия жизни (ф. Ницше).
- 28) Феноменология э. Гуссерля.
- 29) Основные положения и течения философии экзистенциализма в хх веке.
- 30) Философия психоанализа.
- 31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
- 32) Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.
- 33) Категории материи, движения, пространства и времени.
- 34)Идея развития. Диалектика. В тетради
- 35) Познание как деятельность. В тетради
- 36) Проблема истины в философии.
- 37) Наука как деятельность, знания и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.
- 38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
- 39) Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.
- 40) Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества
- 41) Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.
- 42) Культура как общественное явление.
- 43) Проблема периодизации общественного процесса
- 44) Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.
- 46) Философия о природе человека: различные подходы.
- 47) Проблема социального и биологического.
- 48) Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности
- 49) Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия
- 50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность