Вопрос №74: История наукив контексте истории мировоззрения
Под наукой понимают определенный вид знания, а также особую сферу человеческой (общественной) деятельности людей, специальной задачей которой является получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяющей предвидеть ход событий. Формулу науки можно выразить так: знать, чтобы предвидеть - предвидеть, чтобы действовать со знанием дела (т.е. целенаправленно). Наука характеризует весьма высокую степень развития общества, она присуща тем народам, которые относятся к современной цивилизации. До нашего времени сохранились народы (австралийские аборигены) у которых наука отсутствует (но это их нисколько не волнует). Наука это одна из высших форм познания, которая для своего существования требует ряд непростых условий:
необходимость объединения ученых в научное сообщество;финансовая поддержка науки.
Под сообществами можно понимать объединение ученых в группы, академии и т.д. Виды контактов - переписка, научные публикации, встречи. Научные школы, это первая историческая форма объединения и не только - чрезвычайно важно передать знания от учителя к ученику. Т.е. признаком научной деятельности является принадлежность к той или иной школе.
Мировоззрение и его формыМировоззрение - это система взглядов человека, мировоззрение гораздо старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания. Мировоззрение сильно отличается от науки. Если наука изучает природу или человека, то в центре внимания мировоззрения пребывает их связь или отношение в самом общем виде.
Первой формой мировоззрения является миф. Реальный жизненно-практический опыт людей причудливо переплетался с их фантазией. Любые предметы наделялись душой и воспринимались как живые. Шаманы до сих пор используют данную форму. Вторая форма мировоззрения - теология. Данная форма основывалась на догматах, догматы - бесспорные, не требующие доказательства положения. Но со временем, догматы были подвергнуты критике со стороны все более крепнущих естественнонаучных знаний, это потребовало создать логическую систему доказательств, и это отразилось на религии. Это был первый опыт полезного взаимодействия мировоззрения и науки. Духовные ценности, они составляют важную часть нематериальной сферы и отражают отношения человек-мир через призму некоторых идеалов. Идеал - это совершенство, образцы. Моральные образы - доброта, зло.Нижний этаж духовных ценностей, который образуют мировоззренческие чувства. Здесь отношения к человеку и обществу переживается. Это неглубокие представления человека и на этом уровне идет отражение окружающего мира, тем не менее, обыденное мировоззрение выражается в виде житейской мудрости (пословицы, частушки, поговорки, лозунги).Третья форма - теоретическое мировоззрение. Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы и категории. Для теоретического мировоззрения необходимы навыки, определенное обучение и категории, такие идеи становятся в чем-то родственны научным понятиям. Для научной системы взглядов важна именно эта форма мировоззрения, т.к. она дает возможность оперировать абстрактными образами, делать определенные умозаключения.Процесс познания идет следующим образом, во-первых, наблюдение (с получением информации), во-вторых, стадия обобщения информации (на совершенно примитивном уровне), необходимо проверить истинность знаний.
Взаимоотношения между наукой и мировоззрениемДля науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.
Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.
Большой вклад в изучение взаимодействия науки и мировоззрения внесли позитивисты, главный из них, Огюст Ком. Позитивизм - это философское направление, сложилось под влиянием расцвета наук о природе в середине 19-го века. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа:
1 теологический - на этом этапе все определяет религия; 2 метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика, 3позитивный – этап, на котором господствует научное знание.
Огюст полагал, что позитивная наука не нуждается в идеях мировоззрения (ценностных идеях). Традиционно философии принадлежала роль осмысления того, что происходит вокруг, использование философии в науке вещь вредная, спекулятивная, и вносит только сумятицу. В науке необходимо оставить только философскую теорию познания, которая ориентирована на научное познание. В этой связи история показала, что необходимо взаимодействие мировоззрения и науки, было важно придать осмысление открытиям сделанным в науке и познать логику в научном познании. Роль философии стала проявляться тогда, когда возникли противоречивые вопросы и они не могли быть объяснены с помощью уже существующих знаний, также не было ответа на вопрос какое значение имеют открытия в науке для природы. Философия помогала прогнозировать общее направление развития науки, и как показала практика, только после взаимодействия мировоззрения и науки стало возможным создание естественнонаучных концепций.
Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.2 Подтверждение и обоснование старых идей. 3Устранение несостоятельных или ложных принципов.
Уровни:3. ----------- фундаментальная теория. 2. ----------- научная картина. 1. ----------- мировоззрение.
Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью. Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.
- Оглавление
- Вопрос № 1: Философия и наука. Их взаимодействие.
- Вопрос №2: Предмет философии науки
- Вопрос №3: История как логика развития науки
- Вопрос №4: Становление философии и науки
- Вопрос №5: Устойчивость и изменчивость в развитии науки
- Вопрос №6: Онтологические основания науки
- Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки
- Вопрос №8: Законы диалектики как методология науки
- Вопрос №9: Противоречия в научном познании. Их место, роль, проблема снятия.
- Вопрос №10: Мышление и язык науки
- Вопрос №11: Гносеологические основания науки
- Вопрос №12: Философские основания эмпирического знания
- Вопрос №13: Философские основания теоретического знания
- Вопрос №14: Понятие идеального в теоритическом знании
- Вопрос №15: Единство и различие объекта и предмета
- Вопрос №16: Логические основания науки
- Вопрос №17: Рассудок и эмпирическое знание
- Вопрос №18: Разум и теоретическое знание
- Вопрос №19: Формальная и диалектическая логика как логика науки
- Вопрос №20: Структура теоретического знания
- Вопрос №21: Парадигмальная модель научного знания и ее гносеологические основания
- Вопрос №22: Проблема рациональности в науке. Типы научной рациональности
- Вопрос №23: История науки как смена ее концепций
- Вопрос №24: Философия науки и науковедение. Их единство и различие
- Вопрос №25: Понятие знания и особенности современного научного знания
- Вопрос №26: Структура научного знания: основания, аксиома, проблема, факт, гипотеза
- Вопрос №27: Язык науки. Знак и значение
- Вопрос №28: Наука в системе мировоззренческой ориентации
- Вопрос №29: Наука как социальный институт
- Вопрос №30: Наука как культурный феномен
- Вопрос №31: Философия физики
- Вопрос №32: История и философия науки как научная дисциплина. Ее актуальность.
- Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика
- Вопрос №34: Кризис классической науки. Причины и пути выхода.
- Вопрос №35: Наука как деятельность.
- Вопрос №36: Природа гуманитарного знания.
- Вопрос №37: Эпистемология как наука о знаниях.
- Вопрос №38: Герменевтика как наука о понимании.
- Вопрос №39: Знание, смыл, понимание. Их единство.
- Вопрос №40: Проблема единства мира в философии и естествознании. Научно-исторический аспект.
- Вопрос №41: Понятие социального и наука.
- Вопрос №42: Общество – человек - личность
- Вопрос №44: Философия языка
- Вопрос №47: Методология и методы. История их развития
- Вопрос №50: История и философия техники
- 6.2.2. Общие характеристики техники
- Вопрос №51: Философия науки и техники. Их тождество и различие.
- Вопрос №52: Техника в контексте культуры
- Вопрос №53: Понятие техногенеза
- Вопрос №54: Техногенез в постиндустриальном обществе
- Вопрос №55: Технократизм как вид духовности
- Вопрос №56: Гуманитарный и технологический контексты инженерно-технической деятельности
- Вопрос №58: Этика ученого
- Вопрос №59: Технический прогресс и техническая революция
- Вопрос №60: Философия техники об этике инженера. Проблема ответственности
- Вопрос №61: Система ценностей в науке
- Вопрос №62: Истина как цель научного исследования. Истина и смысл
- Вопрос №63: Единство истины, доброты и красоты
- Вопрос №64: Наука и цивилизация. Человеческое измерение науки
- Вопрос №65: Экономический и научный прогресс
- Вопрос №66: Критерии оценки научно-технического прогресса
- Вопрос №67: Кризисы науки как история ее развития
- Вопрос №68: Понятие техники, ее становление и развитие. Исторический аспект
- 2. Основные исторические этапы, закономерности развития техники
- Вопрос №69: История философии и история науки
- Вопрос №70: Понятие эмпирических и теоретических знаний
- Вопрос №71: История дифференциации наук: эмпирические и теоретические науки
- Вопрос №72: История науки в контексте истории цивилизации
- Вопрос №73: Наука и религия в истории культуры
- Вопрос №74: История наукив контексте истории мировоззрения
- Вопрос №75: Философия и наука: их взаимопонимание в различные эпохи