Вопрос №67: Кризисы науки как история ее развития
Общепринято считать, что российская наука находится в глубоком кризисе. В этом отношении она не очень отличается от советской науки, которая, вопреки мнениям академиков РАН РФ, последние десятилетия своего существования находилась далеко не в идеальном состоянии. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть советские газеты 70–80-х годов, вспомнить разговоры в институтских курилках и — если это мало — поднять в архивах многочисленные постановления ЦК КПСС и Совмина СССР на соответствующие темы.
Мировая наука тоже не процветает, и российская наука совсем не одинока в своих негативных самооценках. Более того, несколько последних десятилетий огромный механизм мировой науки в основном воспроизводит, проверяет и детализирует знания, сформированные в своей основе уже ушедшими поколениями ученых. Столь длительное отсутствие принципиально новых результатов дало основания для рассуждений о кризисе науки в целом и даже для пророчеств о ее конце. Смысл пророчеств туманен, но учеными массами овладевает предчувствие достижения предела развития если не науки в целом, то ее социальных и организационных форм.
Сама наука как социальный институт весьма изменчива. Наука древних греков совсем не такова, как наука XVIII–XIX веков, которая в свою очередь имеет мало что общего с наукой середины XX века. Однако и сегодня уровень понимания того, что такое наука и научное знание вряд ли кардинально отличается от древнегреческого. Неслучайно ведь, что ссылками на Платона и Аристотеля переполнены труды самых модных философов и методологов науки.
Ни совокупность отсылок к греческой традиции, ни современные конструкции философов и методологов не вносят ясности в вопрос, что есть наука и чем она отличается от других форм знания. Очевидно, что она по меньшей мере не монолитна. Это, если не вдаваться в сложности, следует из богатства ее организационных форм. Многообразие университетов и лабораторий, институтов, библиотек и музеев не случайность и не прихоть истории. Это отражение многообразия как объектов науки, так и условий, необходимых для того, чтобы навыки выделения этих объектов, наблюдения и экспериментирования воспроизводились наиболее строго — в виде традиции научной школы или коллекции феноменов.
Наука лишь одна из форм знания. Отличие науки от обыденного опыта, религии, магии, искусства прежде всего в том, что научное знание всегда ограничено областью применения. Оно специализировано, разведено по факультетам. Это значит, что из законов физики, например, законы генетики или социологии не выводимы. Как из законов социологии не выводимы физические законы.
Научное знание верифицируемо, т. е. научные факты и обобщения, полученные одними учеными, проверяются другими учеными по стандартным процедурам и, в том случае если факты и обобщения не подтверждаются, то они теряют статус научных. Научное знание верно только при определенных начальных условиях, т. е. оно фальсифицируется при расширении этих условий. Оно отчуждается от исследователей (хранится в текстах, коллекциях), не требует личного участия и веры, воспроизводится без личного участия первооткрывателей.
Инструменты и приборы, с помощью которых оно было получено, могут быть усовершенствованы и преобразованы, если это выгодно, в товары: машины, механизмы и другие приспособления.
Это далеко не все характеристики научного знания, отличающие его от мистического или эстетического. Но и с этими номинальными определениями согласны отнюдь не все ученые и методологи науки. Много лет продолжаются методологическая и философская дискуссии, в которых научная общественность пытается «ухватить специфику научного знания», оттачивает логики верификации и фальсификации, выстраивает иерархии разного рода теорий, критически обновляет корпус фактов, законов и обобщений.
Однако сегодня, как и сотни лет назад, нет возможности посмотреть на совокупность научных знаний извне и упорядочить их сообразно более масштабным, чем имеющиеся, теориям. Это признак методологического кризиса. Но нет никаких признаков методического и инструментального кризисов. Объемлющей и объясняющей теории науки как нет, так и нет, но машина науки крутится по-прежнему плавно, подтверждая уже известные теории и факты. А что приращение знания минимально, так это проблема скорее мета-, чем внутринаучная.
Таким образом, вероятнее всего публичные дискуссии о кризисе науки относятся не к процессу получения знания, а к государственным, культурным и корпоративным институтам, связанным с использованием результатов научных исследований для не совсем — или совсем ненаучных целей.
- Оглавление
- Вопрос № 1: Философия и наука. Их взаимодействие.
- Вопрос №2: Предмет философии науки
- Вопрос №3: История как логика развития науки
- Вопрос №4: Становление философии и науки
- Вопрос №5: Устойчивость и изменчивость в развитии науки
- Вопрос №6: Онтологические основания науки
- Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки
- Вопрос №8: Законы диалектики как методология науки
- Вопрос №9: Противоречия в научном познании. Их место, роль, проблема снятия.
- Вопрос №10: Мышление и язык науки
- Вопрос №11: Гносеологические основания науки
- Вопрос №12: Философские основания эмпирического знания
- Вопрос №13: Философские основания теоретического знания
- Вопрос №14: Понятие идеального в теоритическом знании
- Вопрос №15: Единство и различие объекта и предмета
- Вопрос №16: Логические основания науки
- Вопрос №17: Рассудок и эмпирическое знание
- Вопрос №18: Разум и теоретическое знание
- Вопрос №19: Формальная и диалектическая логика как логика науки
- Вопрос №20: Структура теоретического знания
- Вопрос №21: Парадигмальная модель научного знания и ее гносеологические основания
- Вопрос №22: Проблема рациональности в науке. Типы научной рациональности
- Вопрос №23: История науки как смена ее концепций
- Вопрос №24: Философия науки и науковедение. Их единство и различие
- Вопрос №25: Понятие знания и особенности современного научного знания
- Вопрос №26: Структура научного знания: основания, аксиома, проблема, факт, гипотеза
- Вопрос №27: Язык науки. Знак и значение
- Вопрос №28: Наука в системе мировоззренческой ориентации
- Вопрос №29: Наука как социальный институт
- Вопрос №30: Наука как культурный феномен
- Вопрос №31: Философия физики
- Вопрос №32: История и философия науки как научная дисциплина. Ее актуальность.
- Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика
- Вопрос №34: Кризис классической науки. Причины и пути выхода.
- Вопрос №35: Наука как деятельность.
- Вопрос №36: Природа гуманитарного знания.
- Вопрос №37: Эпистемология как наука о знаниях.
- Вопрос №38: Герменевтика как наука о понимании.
- Вопрос №39: Знание, смыл, понимание. Их единство.
- Вопрос №40: Проблема единства мира в философии и естествознании. Научно-исторический аспект.
- Вопрос №41: Понятие социального и наука.
- Вопрос №42: Общество – человек - личность
- Вопрос №44: Философия языка
- Вопрос №47: Методология и методы. История их развития
- Вопрос №50: История и философия техники
- 6.2.2. Общие характеристики техники
- Вопрос №51: Философия науки и техники. Их тождество и различие.
- Вопрос №52: Техника в контексте культуры
- Вопрос №53: Понятие техногенеза
- Вопрос №54: Техногенез в постиндустриальном обществе
- Вопрос №55: Технократизм как вид духовности
- Вопрос №56: Гуманитарный и технологический контексты инженерно-технической деятельности
- Вопрос №58: Этика ученого
- Вопрос №59: Технический прогресс и техническая революция
- Вопрос №60: Философия техники об этике инженера. Проблема ответственности
- Вопрос №61: Система ценностей в науке
- Вопрос №62: Истина как цель научного исследования. Истина и смысл
- Вопрос №63: Единство истины, доброты и красоты
- Вопрос №64: Наука и цивилизация. Человеческое измерение науки
- Вопрос №65: Экономический и научный прогресс
- Вопрос №66: Критерии оценки научно-технического прогресса
- Вопрос №67: Кризисы науки как история ее развития
- Вопрос №68: Понятие техники, ее становление и развитие. Исторический аспект
- 2. Основные исторические этапы, закономерности развития техники
- Вопрос №69: История философии и история науки
- Вопрос №70: Понятие эмпирических и теоретических знаний
- Вопрос №71: История дифференциации наук: эмпирические и теоретические науки
- Вопрос №72: История науки в контексте истории цивилизации
- Вопрос №73: Наука и религия в истории культуры
- Вопрос №74: История наукив контексте истории мировоззрения
- Вопрос №75: Философия и наука: их взаимопонимание в различные эпохи