Вопрос №64: Наука и цивилизация. Человеческое измерение науки
Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы тех и других легко декодируются, имея разновекторную направленность:
Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций.
Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке.
Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, обрывая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, она не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.
Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".
Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
Однако указанные позиции выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.
Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако повышение стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляют очки в пользу сциентизма.
Экзистенциалисты во всеуслышание заявляют об ограниченности идеи гносеологической исключительности науки. В частности, Серен Кьеркегор противопоставляет науку как неподлинную экзистенцию вере как подлинной экзистенции и, совершенно обесценивая науку, засыпает ее каверзными вопросами. Какие открытия сделала наука в области этики? И меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Способен ли дух жить в ожидании последних известий из газет и журналов? Изобретения науки не решают человеческих проблем и не заменяют собой столь необходимую человеку духовность. Даже когда мир будет объят пламенем и разлагаться на элементы, дух останется при своем, с призывами веры.
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Делая из науки капитал, они коммерциализировали науку, представили ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя.
Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции "одномерного человека", в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homofaber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.
Бертран Рассел, ставший в 1950 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе, в поздний период своей деятельности склонился на сторону антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.
Майкл Полани - автор концепции личностного знания - подчеркивал, что "современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов".
Крайний антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются проекты будущего развития человечества.
Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы "одновременно защищать науки и противостоять сциентизму".
Примечательно и то, что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной (сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.
XX век так и не предложил убедительного ответа в решении дилеммы сциентизма и антисциентизма. Человечество, задыхаясь в тисках рационализма, с трудом отыскивая духовное спасение в многочисленных психотерапевтических и медиативных практиках, делает основную ставку на науку. И, как доктор Фаустус, продав душу дьяволу; связывает именно с ней, а не с духовным и нравственным ростом, прогрессивное развитие цивилизации.
Паранаучное знание - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
- Оглавление
- Вопрос № 1: Философия и наука. Их взаимодействие.
- Вопрос №2: Предмет философии науки
- Вопрос №3: История как логика развития науки
- Вопрос №4: Становление философии и науки
- Вопрос №5: Устойчивость и изменчивость в развитии науки
- Вопрос №6: Онтологические основания науки
- Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки
- Вопрос №8: Законы диалектики как методология науки
- Вопрос №9: Противоречия в научном познании. Их место, роль, проблема снятия.
- Вопрос №10: Мышление и язык науки
- Вопрос №11: Гносеологические основания науки
- Вопрос №12: Философские основания эмпирического знания
- Вопрос №13: Философские основания теоретического знания
- Вопрос №14: Понятие идеального в теоритическом знании
- Вопрос №15: Единство и различие объекта и предмета
- Вопрос №16: Логические основания науки
- Вопрос №17: Рассудок и эмпирическое знание
- Вопрос №18: Разум и теоретическое знание
- Вопрос №19: Формальная и диалектическая логика как логика науки
- Вопрос №20: Структура теоретического знания
- Вопрос №21: Парадигмальная модель научного знания и ее гносеологические основания
- Вопрос №22: Проблема рациональности в науке. Типы научной рациональности
- Вопрос №23: История науки как смена ее концепций
- Вопрос №24: Философия науки и науковедение. Их единство и различие
- Вопрос №25: Понятие знания и особенности современного научного знания
- Вопрос №26: Структура научного знания: основания, аксиома, проблема, факт, гипотеза
- Вопрос №27: Язык науки. Знак и значение
- Вопрос №28: Наука в системе мировоззренческой ориентации
- Вопрос №29: Наука как социальный институт
- Вопрос №30: Наука как культурный феномен
- Вопрос №31: Философия физики
- Вопрос №32: История и философия науки как научная дисциплина. Ее актуальность.
- Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика
- Вопрос №34: Кризис классической науки. Причины и пути выхода.
- Вопрос №35: Наука как деятельность.
- Вопрос №36: Природа гуманитарного знания.
- Вопрос №37: Эпистемология как наука о знаниях.
- Вопрос №38: Герменевтика как наука о понимании.
- Вопрос №39: Знание, смыл, понимание. Их единство.
- Вопрос №40: Проблема единства мира в философии и естествознании. Научно-исторический аспект.
- Вопрос №41: Понятие социального и наука.
- Вопрос №42: Общество – человек - личность
- Вопрос №44: Философия языка
- Вопрос №47: Методология и методы. История их развития
- Вопрос №50: История и философия техники
- 6.2.2. Общие характеристики техники
- Вопрос №51: Философия науки и техники. Их тождество и различие.
- Вопрос №52: Техника в контексте культуры
- Вопрос №53: Понятие техногенеза
- Вопрос №54: Техногенез в постиндустриальном обществе
- Вопрос №55: Технократизм как вид духовности
- Вопрос №56: Гуманитарный и технологический контексты инженерно-технической деятельности
- Вопрос №58: Этика ученого
- Вопрос №59: Технический прогресс и техническая революция
- Вопрос №60: Философия техники об этике инженера. Проблема ответственности
- Вопрос №61: Система ценностей в науке
- Вопрос №62: Истина как цель научного исследования. Истина и смысл
- Вопрос №63: Единство истины, доброты и красоты
- Вопрос №64: Наука и цивилизация. Человеческое измерение науки
- Вопрос №65: Экономический и научный прогресс
- Вопрос №66: Критерии оценки научно-технического прогресса
- Вопрос №67: Кризисы науки как история ее развития
- Вопрос №68: Понятие техники, ее становление и развитие. Исторический аспект
- 2. Основные исторические этапы, закономерности развития техники
- Вопрос №69: История философии и история науки
- Вопрос №70: Понятие эмпирических и теоретических знаний
- Вопрос №71: История дифференциации наук: эмпирические и теоретические науки
- Вопрос №72: История науки в контексте истории цивилизации
- Вопрос №73: Наука и религия в истории культуры
- Вопрос №74: История наукив контексте истории мировоззрения
- Вопрос №75: Философия и наука: их взаимопонимание в различные эпохи