logo search
Учебник по философ

Развитие личности:

Личность находится не внутри «тела особи», а внутри «тела человека», которое к «телу особи» не сводится, а вбирает в себя кроме того, культурное измерение человека. Поэтому вполне очевидно, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.

Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные и неформальные организации, друзья, знакомые.

Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.

Структура личности включает в себя три подсистемы:

Первая — мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и даёт первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.

Вторая — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.

Третья — деятельная. В ней происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.

Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психологическим, хотя все они участвуют в её формировании. Она проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом или тот коллектив, в котом он живёт и действует. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придаёт ей относительную самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определённому классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от того, как он осознаёт и оценивает своё положение. Таким образом, социальная деятельность человека проходит через фильтр собственного «я», через самосознание, которое, в свою очередь, всегда производно от общественных связей индивида, от его социальной деятельности, в ходе которой формируется внутренний мир человека, его мировоззрение, принципы и в конечном итоге, его позиция.

Позиция личности является наиболее целостной характеристикой человека как личности. Свою позицию человек задаёт себе сам и ставит её выше меняющихся желаний и потребностей, пристрастий и обстоятельств. В позиции проявляет себя волевое начало личности, её способность отстаивать свои принципы в любых ситуациях. Занимая определённую позицию в мире, личность не может быть пассивной, она выражает эту позицию в определённых практических актах.

Позиция является формой мнения личности, то есть взгляда личности на что-либо.

Поступок — это не обыденное поведение человека, а сознательное, свободное волевое действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Свобода — это состояние человека, это та или иная степень его независимости. Различают внутреннюю свободу и свободу внешнюю. Внешняя свобода — это свобода действий; она ограничена внешними обстоятельствами. Внутренняя свобода — это свобода выбора, воли, оценки, модели и т. д.

Когда речь идёт о поступке как о свободном личностном акте, это не означает отсутствие препятствующих факторов. Они есть, но оказываются преодоленными человеком как личностью: его сознанием, волей, нравственной привычкой. Следовательно, человек, действуя как личность, оказывается «выше» принуждающей силы обстоятельств и проявления своей собственной природы. И поэтому внутренняя свобода является глубинной, сущностной характеристикой личности. В масштабах личностного бытия свобода выступает в форме самостоятельности, — то есть способности личности действовать с опорой на свои собственные интеллектуальные, волевые и нравственные возможности без обращения за помощью к авторитету.

Внутренняя свобода личности должна быть соотнесена с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, а в конечном итоге, должна быть соотнесена с другим важным фактором — ответственностью.

Ответственность — способность человека как личности нести ответ за свои мысли, чувства и поступки перед другими людьми, обществом, перед самим собой.

Свобода и ответственность — это взаимодополняющие друг друга противоположности. Степень ответственности человека перед самим собой и другими выступает нравственным критерием его внутренней свободы. Благодаря ответственности свобода как произвол превращается в свободу позитивную, созидательную, проявляющуюся в нравственной и творческой жизни человека. Свобода от… становится свободой в…

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция окажется в противоречии с нормами морали.