Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка
Исходные положения сформулированы К. Д. Ушинским. В России развитие получили в начале 90-х годов XX века усилиями В. С. Шубинского, А. В. Валицкой, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикотолл.
Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с сознанием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.
Понятия:
Человек
Воспитание
Человеческое бытие
Принципы:
антропологический – предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной, базовой категории.
онтологический – рассматривает воспитание как модуса бытия человека, различных способов бытия субъектов воспитательного процесса.
принцип диалогизма – обеспечивающий субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство.
принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достигнутого условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации.
принцип креативности предписывает использование только тех средств, методов и форм воспитания, которые создадут условия для творческой самореализации воспитанника.
Методы:
В ситуации непрерывного понимания, взаимопонимания и диалога сама жизнь воспитателя как понимающее бытие обращается в тотальный, всеохватывающий метод воспитания. Методы воспитания предстают как способы со-бытия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходит со-трансформация – одновременное взаимное изменение субъектов воспитательного процесса.
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход к построению воспитательного процесса
- Деятельностный подход в воспитании учащихся
- Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности
- Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка
- 5.Синергетический подход как современная методологическая ориентация