logo search
подходы к воспитанию)

Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка

Исходные положения сформулированы К. Д. Ушинским. В России развитие получили в начале 90-х годов XX века усилиями В. С. Шубинского, А. В. Валицкой, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикотолл.

Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с сознанием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.

Понятия:

Принципы:

  1. антропологический – предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной, базовой категории.

  2. онтологический – рассматривает воспитание как модуса бытия человека, различных способов бытия субъектов воспитательного процесса.

  3. принцип диалогизма – обеспечивающий субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство.

  4. принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достигнутого условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации.

  5. принцип креативности предписывает использование только тех средств, методов и форм воспитания, которые создадут условия для творческой самореализации воспитанника.

Методы:

В ситуации непрерывного понимания, взаимопонимания и диалога сама жизнь воспитателя как понимающее бытие обращается в тотальный, всеохватывающий метод воспитания. Методы воспитания предстают как способы со-бытия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходит со-трансформация – одновременное взаимное изменение субъектов воспитательного процесса.