Деятельностный подход в воспитании учащихся
Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев, коррективы внесены в исследованиях С.Л. Рубинштейна.
Сущность деятельностного подхода в воспитании заключается в организации и управлении учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач.
Понятия:
1 аспект – деятельностный характер:
Деятельность человека – это особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность, преобразование самой деятельности, преобразование того, кто действует, т.е. субъекта деятельности.
Взаимодеятельность – представляет и описывает совместную деятельность воспитанников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы и сути воспитания.
Духовная деятельность – это ценностно-ориентированная деятельность, направленная на осмысление явлений окружающей и внутренней действительности, на установление личных смыслов происходящих событий, явлений, типов и т.д.
Целеполагание – ее продуктом является цель. Зависит от: интересов воспитательного процесса в целом; интересов воспитанника, его развития; интересов воспитателя, его способностей, идеалов и т.д.
Смыслосозидающая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значение своих действий, поступков, осознание и эмоциональное восприятие.
2 аспект – личностная ориентированность:
Личность, личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъект, субъектность, субъективные свойства личности, вменяемость и др.
3 аспект – организация и управление:
Воспитательное пространство, метод, механизмы воспитания, организация воспитательного процесса, результат воспитания, содержание воспитания и др.
Принципы:
Принцип субъектности воспитания
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены
Принцип учета сенситивных периодов развития
Принцип со-трансформации
Принцип определения ЗБР и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых
Принцип амплификации (обогащение, усиления) детского развития
Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности
Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.
Методы
Игра
продуктивная деятельность
учебная деятельность
Методы организации детского коллектива (коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообследование, соревнование и т.д.)
Методы повседневного общения (метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие и т.д.)
Методы, учитывающие содействие детей воспитателю (метод поддержки инициативы, метод самоорганизации, совместной учебной деятельности).
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход к построению воспитательного процесса
- Деятельностный подход в воспитании учащихся
- Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности
- Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка
- 5.Синергетический подход как современная методологическая ориентация