logo
подходы к воспитанию)

Деятельностный подход в воспитании учащихся

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев, коррективы внесены в исследованиях С.Л. Рубинштейна.

Сущность деятельностного подхода в воспитании заключается в организации и управлении учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач.

Понятия:

1 аспект – деятельностный характер:

  1. Деятельность человека – это особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность, преобразование самой деятельности, преобразование того, кто действует, т.е. субъекта деятельности.

  2. Взаимодеятельность – представляет и описывает совместную деятельность воспитанников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы и сути воспитания.

  3. Духовная деятельность – это ценностно-ориентированная деятельность, направленная на осмысление явлений окружающей и внутренней действительности, на установление личных смыслов происходящих событий, явлений, типов и т.д.

  4. Целеполагание – ее продуктом является цель. Зависит от: интересов воспитательного процесса в целом; интересов воспитанника, его развития; интересов воспитателя, его способностей, идеалов и т.д.

  5. Смыслосозидающая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значение своих действий, поступков, осознание и эмоциональное восприятие.

2 аспект – личностная ориентированность:

Личность, личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъект, субъектность, субъективные свойства личности, вменяемость и др.

3 аспект – организация и управление:

Воспитательное пространство, метод, механизмы воспитания, организация воспитательного процесса, результат воспитания, содержание воспитания и др.

Принципы:

Методы

  1. Игра

  2. продуктивная деятельность

  3. учебная деятельность

  4. Методы организации детского коллектива (коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообследование, соревнование и т.д.)

  5. Методы повседневного общения (метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие и т.д.)

  6. Методы, учитывающие содействие детей воспитателю (метод поддержки инициативы, метод самоорганизации, совместной учебной деятельности).