Системный подход к построению воспитательного процесса
Известен давно, однако научным направлением стал в конце 40-х – начале 50-х г. 20века. Его основателем считают австралийского биолога Л. Фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем.
Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.
Понятия:
Система – «Система – это комплекс взаимодействующих компонентов» (Берталанфи).
Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.
Системность – отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающихся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов.
Элемент- это минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать делимой.
Структура – это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции.
Компонент – это некая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями.
Связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь.
Системообразующий фактор – существенное обстоятельство создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Принципы:
Принцип целостности
Принцип коммуникативности (связи)
Принцип структурности
Принцип управляемости и целенаправленности
Принцип развития (количественные и качественные изменения).
Методы:
Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.
Системный анализ – заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта.
Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.
-
Содержание
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход к построению воспитательного процесса
- Деятельностный подход в воспитании учащихся
- Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности
- Философско-антропологический подход к воспитанию ребёнка
- 5.Синергетический подход как современная методологическая ориентация