logo search
filosofia (1)

50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность

Ведущее место в размышлениях философов занимает проблема свободы и ответственности человека. Свобода – одна из основных категорий антропологии, которая означает способность личности поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, целями, опираясь на познание объективной необходимости. Степень свободы определяется тем, насколько обусловлены или необусловлены внешними обстоятельствами и условиями намерения и поступки человека. Крайние, противоположные точки зрения представлены волюнтаризмом, отрицающим влияние каких-либо внешних причин и фатализмом, исходящим из утверждения абсолютной детерминированности человеческих поступков.

Проблема свободы всегда привлекала пристальное внимание в связи с тем, что она разрешала важный практический вопрос: Несет ли человек ответственность за свои поступки? Если признать абсолютную детерминированность поступков внешними, внеличностными факторами, то тогда любые деяния индивида нельзя ни вменить ему в вину, ни поставить в заслугу. Абсолютная же автономия личности прерывает причинно-следственные связи с миром, разрушает целостность человеческого бытия. К представителям жесткого детерминизма можно отнести Демокрита, Спинозу, Гоббса /см. темы 3, 6/. Примером же последовательного индетерминизма может служить учение Фихте /см. тему 8/.

Большинство концепций свободы стремится объединить крайние тенденции, выбрать средний путь. Так, теологические концепции свободы исходят из божественной предопределенности блага, добродетели, добровольное следование которым проявляется в результате свободного нравственного выбора между добром и злом.

И.Кант рассматривал человека как существо, принадлежащее двум мирам. В мире природы он следует эмпирической необходимости и как биологическое существо он подчинен во всем законам природы. В интеллегибельном (умопостижимом) мире как существо наделенное мышлением, высшим проявлением которого является практический (нравственный) разум, т.е. способность воспроизводить и следовать высшим всеобщим моральным ценностям должного, он абсолютно свободен в выборе целей собственного развития и средств их достижения.

По своему решает противоречие свободы и необходимости в деятельности человека Гегель .Фактически провозглашается абсолютная свобода Мирового Разума. Человек же в своем историческом шествии лишь воплощает в себе различные степени свободы от низших к высшим.

В философских направлениях XIX-XX вв. большое распространение получили индетерминистские взгляды персонализма и экзистенциализма /Сартр, Камю, Мунье и другие. См. тему 9/, которые усматривали в человеке субъекта абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру. Позитивистские направления вообще снимают проблему обсуждаемого противоречия, утверждая неделимость, слитность процессов духовной жизни, отрицают саму возможность применять при их рассмотрении причинно-следственную установку /Бергсон. См. тему 9/.

Различие взглядов на проблему свободы объясняется многообразием отношений в системе мир – человек. Абсолютизация отдельных сторон этих отношений ведет к односторонности, искажает подлинную картину жизнедеятельности человека. Действия и поступки реальной личности в известной степени определены объективными условиями (экономическими, политическими, социальными и другими), которые сложились до и независимо от нее. В этом факте проявляется преемственность истории, связь поколений. Но в тоже время деятельность человека носит принципиально альтернативный характер, ибо в жестких рамках природной и социальной необходимости существуют широкие возможности для ответственного выбора различных целей, а также средств, способов, методов их достижения. В реализации свободы необходимо также учитывать, что свобода каждого ограничена необходимостью свободы и для других; свобода одного, достигнутая ценой несвободы других не является таковой. Поэтому каждый свободный индивид несет ответственность за свободу других, т.е. является истинно, а не только лишь в воображении свободной личностью. В социальной практике демократического общества правовые документы законодательно закрепляют необходимость сочетания прав и обязанностей личности. Например, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается недопустимость осуществления свобод для одних за счет других.

Свобода и ответственность

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

 Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

 Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

 Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

 По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

 Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.