logo search
Ист

Классический период

Основным оппонентом софистов в понимании сути философии выступил Сократ. По его мнению, главной целью познания должна является не бессмысленная дискуссия, а изучение природы нравственного в человеке и действие в соответствии с этим знанием. Надпись на храме Аполлона в Дельфах «Познай себя» становиться основным девизом философии Сократа. Изучая себя, человек приходит к пониманию того, каким он должен быть. Именно поэтому Сократа считают первым философом, сформулировавшим целостную философско-этическую концепцию и автором первого антропологического поворота в философии. К сожалению, популярность Сократа среди молодежи вызывала зависть у его оппонентов. В конце концов, Сократа обвинили в неуважении к богам и приговорили к смерти. Когда ученики предложили ему спастись бегством, он отказался, предпочтя смерть бесчестию, пожертвовав жизнью ради своих идей.

Одним из самых известных учеников Сократа был Платон (настоящее имя – Аристокл). Имя «Платон» (большой, сильный) он получил за успехи в спорте (был победителем олимпийских игр по панкратиону – борьбе без правил). В Афинах в 385 г. до н. э. Платон создал философскую школу, получившую название «Академия». Она просуществовала почти тысячу лет и была закрыта в 529 г. н. э. по приказу императора Юстиниана. Важнейшими проблемами, которые разработал Платон, были: 1) теория идей и 2) теория «идеального государства».

Теория идей. Платон считал, что существуют два самостоятельных мира: мир видимости, материальный мир, в котором мы живем, и мир духовный, мир идей, который может быть постигнут только при помощи разума. Философ высказывал мысль о том, что чувственно воспринимаемый мир есть лишь отражение мира идей, подобно теням на стене пещеры. Он впервые сформулировал классическую философскую концепцию объективного идеализма, получившего впоследствии название «линия Платона».

Гносеология Платона тесным образом связана с его онтологией. Так как человеческая душа, по мнению мыслителя, вечна и, находясь в мире идей, созерцает мир, ее воплощение в материальное тело сопровождается «забыванием» всего, что она знала до этого. Соответственно, весь процесс познания, совершаемый человеком, Платон определял как процесс «припоминания» того, что уже было известно душе до воплощения в тело.

Теория идеального государства. Данная теория была непосредственно связана с теорией идей. Идеальное государство виделось Платону как образец для реальных держав. Структура идеального государства, как считал философ, должна полностью повторять структуру человеческой души, в которой выделялись разум, ярость и вожделение. Каждой части души соответствует добродетель: разуму – мудрость, ярости – мужество, вожделению – сдержанность. В государстве воплощением вожделения являлись ремесленники и земледельцы, производившие материальные блага. Основной их добродетелью Платон считал сдержанность. Следующей социальной ступенью были воины, воплощавшие в себе ярость и защищавшие государство. Главная добродетель, которой они должны обладать – это мужество. Руководить государством должны были мудрецы-философы, воплощавшие разум, добродетелью которых выступала мудрость.

Огромное значение в идеальном государстве уделялось процессу воспитания детей. По мнению Платона, формирование будущих граждан настолько важное дело, что его нельзя было доверять семье. Поэтому детей отбирали у матерей, а дальнейшую ответственность за них на себя возлагало государство.

Дети обучались и воспитывались в соответствии со своими способностями. Подавляющее большинство ограничивалось начальным образованием – изучением музыки, поэзии и гимнастики до двадцатилетнего возраста. Наиболее одаренные молодые люди в течение последующих 10 лет изучали астрономию и математику. Дальнейшие 5 лет посвящались постижению философии. После этого наступал период практической государственной деятельности. Только после всего вышеперечисленного в результате жесточайшего отбора человек допускался к управлению государством. Обязательным условием для человека власти было отсутствие у него частной собственности и семьи, дабы не подвергать его соблазну.

Войну Платон считал явлением, которое сопровождает человечество на протяжении всей его истории, и не верил, что люди когда-нибудь откажутся от такого способа решения своих проблем: «Только мертвые видели конец войне».

Платон по праву считается величайшим мыслителем и вполне можно согласиться с философом и математиком А.Уайтхедом по поводу того, что вся европейская философия представляет собой комментарии к идеям Платона.

Учеником Платона, ставшим вровень со своим учителем, был Аристотель. Он родился в городе Стагир (поэтому его называли Стагиритом) в семье потомственных врачевателей. В молодом возрасте Аристотель поступил в Академию Платона, где впоследствии преподавал. Стагирит был так же учителем Александра Македонского. В 335 г. он основал в Афинах собственную философскую школу, названную Ликеем.

Аристотель произвел первую классификацию наук. Группа наук, которые он определял как теоретические, включала в себя физику и математику. К практическим наукам относились этика, экономика и политика. Третья группа, творческие науки, была представлена поэтикой и риторикой.

Аристотель по праву считается основателем логики, которую он понимал не как отдельную науку, а как орудие всякой науки. Именно он сформулировал основные единицы логики: понятие, суждение и силлогизм (умозаключение).

Онтология Аристотеля представляет собой дуалистическое учение. Единичное бытие рассматривается философом как единство двух начал – «формы» и «хаоса». Материя-хаос являет собой потенциальное бытие, а идеал-форма – условие превращения материи в действительность. Материя есть возможность формы, а форма – действительность материи.

Онтология Аристотеля теснейшим образом связана с его диалектикой. Переход от возможного бытия к действительному бытию представляет собой простейший элемент изменения. Но любое изменение в мире всегда предполагает некую причину-толчок, которая, в свою очередь, имеет свою причину. Аристотель приходит к выводу, что в основе движения мира в целом лежит первопричина. В качестве таковой выступает Бог, представляемый бестелесной субстанцией, неподвижной, вечно мыслящей.

Аристотеля так же считают основателем психологии как науки о душе - субстанции, присущей всему живому. Он выделял три вида души – растительную, занятую поисками питания; животную, ориентированную на ощущения и перемещения в пространстве и разумную, главной функцией которой являлась мыслительная деятельность. Добродетелью разума выступала мудрость.

Аристотель предложил свою политическую теорию. Человек не может существовать вне государства, так как именно оно служит общению между людьми ради благой жизни. По мнению Аристотеля, гражданами могут быть только те, кто заботиться не о собственном благе, а о благе общества. К таковым он относил тех, кто работал в законовещательных органах и воинов. Формы государственного правления Аристотель делил на правильные (в них представители власти руководствуются общественной пользой) и неправильные (в которых властители ориентированы на личную выгоду). К правильным он относил монархию (у власти – один человек), аристократию (у власти – небольшая группа людей) и политию (у власти - совокупность всех свободных граждан). Правильные формы могут вырождаться в неправильные: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.