36) Проблема истины в философии.
Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни.
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.
1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.
2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).
4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.
5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
1. субъективна и объективна (этот человек порядочный);
2. абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
3. относительна и абсолютна (пример с атомом).
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.
По сути дела вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.
И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.
Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия .
Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.
Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».
Интерпретация — вариант изложения понимания.
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.
Критерии истины
Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:
1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;
2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Это все те суждения, которые явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принципе нельзя сделать окончательного логического вывода относительно существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела и т.д. В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддается естественному земному объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае скорее всего неразумно и т.д.
Однако этот принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Это скорее — правило целесообразного поведения в условиях гносеологической неопределенности. Принципиальная незавершенность, неполнота, открытость новому, неожиданному — существенная особенность человеческого познания.Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным — не значит единственным. Существуют и дополнительные критерии отличения истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Особенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:
• согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
• простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
• внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.
- 1) Мировоззрение, его структура и функции.
- 2) Мифология как тип мировоззрения.
- 3)Религия как тип мировоззрения.
- 4) Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.
- 5) Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.
- 6) Сократ, его роль в античной философии
- 7) Философия Платона.
- 2 Стабильные формы госуд: аристократия и монархия.
- 8) Философия Аристотеля.
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- Учение о государстве
- 9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
- 10) Средневековая философия: возникновение, характерные черты.
- 11) Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до ф. Аквинского).
- 13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
- 14) Философия т. Гоббса.
- 15) Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.
- 16) Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 17) Философский скептицизм д. Юма
- 18) Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.
- 19) Философия Просвещения о человеке и обществе.
- 20) Философия Канта.
- 21) Философия Гегеля. В тетради
- 23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
- 25) Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).
- 27) Философия жизни (ф. Ницше).
- 28) Феноменология э. Гуссерля.
- 29) Основные положения и течения философии экзистенциализма в хх веке.
- 30) Философия психоанализа.
- 31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
- 32) Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.
- 33) Категории материи, движения, пространства и времени.
- 34)Идея развития. Диалектика. В тетради
- 35) Познание как деятельность. В тетради
- 36) Проблема истины в философии.
- 37) Наука как деятельность, знания и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.
- 38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
- 39) Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.
- 40) Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества
- 41) Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.
- 42) Культура как общественное явление.
- 43) Проблема периодизации общественного процесса
- 44) Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.
- 46) Философия о природе человека: различные подходы.
- 47) Проблема социального и биологического.
- 48) Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности
- 49) Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия
- 50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность