13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв
При исследовании вопроса «Философия в Украине во второй половине XVIII - начале XXI вв. » Стоит обратить внимание на то , что в конце XVIII в. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) , создал философскую систему , которую по праву можно назвать новым этапом в развитии философской мысли в Украине . Философию Сковорода понимал как любовь к мудрости . Основными положениями его философской системы является учение о двух натуры и три мира . Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур : видимой и невидимой , внешней и внутренней , телесной и духовной , бренной и вечной . Большое место в работах Сковороды отведено выяснению роли сердца в жизни человека . Оно всему голова , считает мыслитель.
Важное влияние на развитие философской мысли в Украине в XIX в. оказала деятельность Кирилло- Мефодиевского братства ( 1845-1847 ) . Его участники призвали к объединению в свободную федерацию , в которой каждый народ имел бы свою республику и развивал свой язык , культуру , традиции. Яркими представителями кирилло - мефодиевцев были Т. Шевченко , Н. Костомаров и Кулиш .
Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко ( 1856-1916 ) . В своей поэзии Франко разрабатывал идею героя , личности , свободной в обществе , но несвободной от общества ; идею героя, является носителем духа , «вечным революционером ».
В конце XIX -XX вв . развитие философской мысли в Украине сказался формированием философских школ и направлений , которые были тесно связаны с европейской философией. В 20 - х годах XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии - концепция , предложенная Н. Волновым (1893-1933) , который считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно - страдальческой россиянского культуру и повернуться лицом к Европе. Открытие в 1944 году философского факультета в Киевском университете и создание в 1946 году Института философии АН Украины активизировало философское жизни в Украине .
Вторым направлением , плодотворно развивается в Украине в этот период , является историко - философские исследования . Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии . Школа , возглавляемая В. Шинкаруком (1928-2001) , осуществляет глубокую разработку проблем диалектики , логики и теории познания на основе анализа философии Канта , Гегеля , Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX в. , В частности , феноменология Э.Гуссерля , философия жизни , экзистенциализм , неофрейдизм т.п. . Произошли заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины.
19-20 века - период , который назван «Серебряным веком » в истории Российской философии . Сама эта эпоха отличается тем , что практически все культурное и творческую жизнь находилась в расцвете. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы . Многие культурологов относят начало эпохи , основным достижением которой является русская философия Серебряного века до времени образования Философского общества при Санкт - Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали А. Лосев , Н. Бердяев , С. Франк , Д. Мережковский , Н. Лосский и другие выдающиеся умы. Поиски символа и истины , попытки проникнуть в мир « по ту сторону» и поиски того , как бы обустроить мир , в котором мы живем - это всего лишь несколько штрихов к портрету различных философских направлений , которыми характеризуется русская философия 19-20 века. Идейными источниками этой философии были самые разные , иногда совершенно непредсказуемые элементы философского наследия - античный гностицизм и немецкие мистики , Ницше и Кант . Причем представители философских школ , которые создавались в России , не просто переносили на родную почву эти оригинальные идеи , но на их основе , отталкиваясь от них , осуществляли собственный творческий взлет. Собственно говоря , подъем именно религиозной философии связан с « обратной реакцией » на распространение атеистических и позитивистских идей , а также с огромной популярностью мистических и эзотерических учений различного толка и ожиданием конца « старого мира ». « Богоискательство » и « богостроительства » проникло даже в марксистский и революционный лагерь , что вызвало в нем ожесточенную полемику.
На переломе эпох русская философия 19-20 века часто обращалась к такому понятию как новое религиозное сознание и требование обновления для православия в целом и церковной институции частности. Недогматичне видение христианства и особенно православного христианства у философов того времени вызвало раздражение официальной Церкви. Философы Серебряного века часто критиковали Церковь за то , что вместо того , чтобы влиять на совершенствование общества , она просто - напросто находится в услужении у государства . В частности , довольно резко против разрыва христианства и общественных дел выступил Владимир Соловьев. Основа философии Соловьева - софиология - заключалась в том , что Бог и человек должны идти навстречу друг другу , делая добро совместно .
Русская философия 19-20 века и особенно философия Бердяева часто позиционирует главную цель человечества - совершенствование творения Бога , дополняя и обогащая его . Однако и Бердяев , и другие религиозные философы , тем не менее , пытались через переосмысление античных и христианских идей решить насущные общественные проблемы.
- 4.Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двум его сторонам.
- 12 . Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в 11-18 веках.
- 13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв
- 14.Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
- 15. Охарактеризуйте основные формы бытия и раскройте их единство и специфику
- 16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение
- 17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации
- 18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
- 19. Проблема единства мира: основные концепции
- 20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы
- 21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие
- 22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий
- 23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки
- 24.Развитие как принцип диалектики
- 25. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 27. Закон отрицания отрицания
- 28. Визначити поняття «категорії. Проаналізувати категорії «одиничне – загальне», «зміст – форма», «сутність – явище» як рівні структурної організації буття.
- 29. Визначити поняття категорії . Проаналізувати категорії «причина – наслідок», «можливість – дійсність», «необхідність – випадковість» як вияв універсальних звязків детермінації.
- 30. Висвітлити діалектику і метафізику як альтернативні методи осягнення дійсності та практичної дії.
- 31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и отличия
- 32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
- 33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.
- 34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
- 35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
- 36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
- 37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
- 38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
- 39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
- 40. Сознание. Сознание как философская проблема
- 41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм
- 42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения
- 43. Структура сознания и ее свойства
- 2.Следующий уровень – ценностно-волевой.
- 44. Общественное и индивидуальное сознание их связь
- 45. Структура общественного сознания (ос) :уровни,сферы,формы
- 46.Закономерности развития общ.Сознания
- 47.Основные концепции теории познания в истории философии
- 48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения
- 49.Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
- 50. Понятие истины. Истина и заблуждение. Основные характеристики истины
- 51.Проблема критерия истины в философии
- 52.Понятие науки. Специфика научного познания
- 53. Методы и формы научного познания
- 54. Специфика философского понимания человека.
- 55. Проблема антропосоциогенеза , её современное положение
- 56. Единство природного, социального и духовного в человеке
- 57. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 58. Проблема взаимоотношений человека и общества
- 59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества
- 60. Глобальные проблемы
- 61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»
- 62. Высказывание Сократа «я знаю, что ничего не знаю»
- 63. Философия : мировоззрение или наука
- 64. Высказывание Энгельса «о телах…»
- 65.Как вы понимаете афоризм Гераклита «в одну и ту же речку нельзя войти дважды»?
- 66. Стародавние мыслители утверждали «в здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
- 67. С каким, на ваш взгляд, законом диалектики связано выражение : «Новое – это хорошо забытое старое»?
- 68. С каким, по вашему мнению, законом диалектики связано выражение «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
- 69. Согласны ли вы с выражением стоиков, что человек « бедный богатый в нищете, свободный в кандалах, счастливый в болезни»?
- 70. Как вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
- 72. Тождественные ли понятия «причина» и «повод»?
- 73.Можно ли считать правильным выражение «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
- 74. Как вы понимаете китайскую мудрость: «нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
- 75. Как вы относитесь к выражению а.Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
- 76. Как, на ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
- 77. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Платон мне друг , но истина дороже»?
- 78.Как вы понимаете выражение Сократа «Познай самого себя»?
- 79.»Теория без практики мертва,практика без теории слепа»
- 80.В чем, по-вашему общее и отличное истин философии и науки?
- 81.Согласны ли с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствие духа?
- 82.Как вы понимаете выражение «Послушного судьба ведет, а непослушного-тащит»?
- 83. Что такое фатализм и волюнтаризм?
- 84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
- 85. Как понимать выражение в.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и создает его»
- 86. Как понимать выражение б.Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость»?
- 87. Как Вы оцениваете утверждение й. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
- 88. Что означает, По – Вашему, быть свободным?
- 89. Согласны ли Вы с выражением: «Со всех позиций машина может стать моделью человека»?
- 90. Согласны ли Вы с выражением, что интуиция – особенный род познания истины, который не опирается на практику и законы логики?